История создания комиксов: как наскальные рисунки превратились в миллиардную индустрию
Комиксы — это отдельный вид искусства на стыке литературы и живописи. Мы расскажем вам об истории создания комиксов. Как возникло это направление? Какие были первые работы? Кто сделал большой вклад в развитие комиксов? Рассмотрим все основные моменты появления этого направления. Расскажем о пяти значимых для развития индустрии комиксах. Мы не претендуем на полную историческую справку, наша статья лишь отправной пункт для знакомства с необъятной историей создания.
История комиксов: зарождение
Зарождением комиксов, с оговорками, можно считать наскальную живопись. Первобытные племена на стенах пещер рисовали истории из своей повседневной жизни. В наскальной живописи были свои главные герои и сюжет. Ее трудно назвать прародительницей именно комикса, но одной из родоначальниц можно считать вполне.
Человечество с ранних времен использовало иллюстрации для создания связного повествования, будь то египетские иероглифы, греческие фрески или средневековые гобелены, но история комиксов в современном понимании этого слова берет начало в середине XVIII века. Появление комиксов тесно связано с политической и социальной жизнью общества: если прежде иллюстрациями сопровождались в основном религиозные тексты, то авторы эпохи Просвещения начали рисовать сатиру и юмор.
Одним из таких авторов стал английский художник и иллюстратор Уильям Хогарт (1697–1764). Стремясь обличить пороки современного общества, Хогарт создавал целые циклы картин и гравюр, объединенных общей историей, например «Карьера проститутки», «Карьера мота» и «Модный брак».
Действительно серьезным движением в деле создания комиксов стали работы Родольфа Тепфера и Вильгельма Буша. Каждый из них прославился по-своему. Тепфер стал знаменит благодаря «Истории господина Вйо-Буа», а Буш — серией о двух хулиганах «Максе и Морице».
В 1843 году рисунки, появившиеся в газетах и журналах, стали называться мультфильмами. Позже из-за того, что все рисованные истории носили комический характер, их переименуют в знакомый нам «комикс». А первоначальное название достанется анимационному фильму Эмиля Коля «Фантасмагория» и так и закрепится за этим видом искусства.
В 1873 году происходит еще один толчок в развитии комиксов, это изобретение фотогравюры. Хоть изначально она задумывалась для газет, но имела отражение и в комиксах. Фотогравюра позволяла делать газеты с огромным числом иллюстраций. Технология дала толчок массовому производству комиксов.
Первый цветной комикс появился в 1893 году в газете The New York World. Создал его Джозеф Пулитцер.
Следующим серьезным комиксом был «Медвежонок и тигр», изданный в 1892 году. В тот же период появляется комикс Yellow kid (по одной из версий, именно от этого комикса пошло словосочетание «желтая пресса»), он рассказывал о мальчике из Китая, прибывшем в Америку за приключениями.
Знаменитые пузырьки и рамочки, где размещают текст персонажей, создал Рудольф Деркс. В свое время он был известным создателем комиксов и вывел их на тот уровень, на котором они находятся на текущий момент.
Комикс стал не просто увеселительным набором рисунков с текстом, он стал отражать и рефлексировать события, происходящие в мире. К началу XX века каждая газета имела полосу с комиксами, в которых отражались различные общественные вопросы.
Среди интересных и популярных комиксов того времени отметим также «Малыша Немо в Стране снов», нарисованный Уинзором МакКеем. Впервые Малыш Немо появился в газете в 1905 году и выходил до 1914-го, а потом ненадолго вернулся в 1924–1927 годах.
Золотой век комиксов
Началом золотого века принято считать первое появление Супермена в комиксе Action Comics #1, вышедшего в 1938 году и изданного DC Comics. Появление Супермена было очень популярным, и вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов. Другими персонажами, долгое время пользовавшимися популярностью, стали Пластик (англ. Plastic Man), издаваемый издательством Quality Comics, а также детектив Спирит под авторством карикатуриста Уилла Айснера, который первоначально выходил в качестве дополнения, объединенного с воскресным выпуском газеты.
За период золотой эры было создано около 400 персонажей. Многие были плагиатом Супермена и не дожили до нашего времени. В этот же период мир увидел Капитана Америку и Бэтмена.
У Капитана Америки появляется женский аналог, Чудо-Женщина. Впервые она появилась в восьмой серии комикса All Star Comics. Ее прародителями стали античные амазонки и богиня-воительница Диана. Героиня комикса совместила женскую грацию и мужскую силу.
Последним в плеяде ключевых героев Золотого века комиксов стоит упомянуть Флэша, появившегося в одноименной серии в 1941 году. Один из первых «научных» персонажей, получивших свою сверхспособность (скорость) благодаря вдыханию паров тяжелой воды. При этом его образ явно несет на себе черты древнегреческого бога Гермеса — покровителя плутов, атлетов и путников.
Сильное влияние на сюжеты комиксов оказала Вторая мировая война. Стали выходить комиксы, где супергерои борются с нацистской Германией и Адольфом Гитлером. После окончания войны в комиксах стали преобладать персонажи, наделенные атомной энергией, их яркие представители — Атомный громовержец и Атомный человек. Делалось это с целью ослабить страх перед возможностью начала ядерной войны.
Признаки комиксов Золотого века
- Появление образа наделенного сверхспособностями супергероя, своеобразного сверхчеловека, который берет на себя бремя защиты простых людей от произвола внешних и внутренних врагов.
- Создание проработанных «вселенных» — вымышленных миров, в сеттингах которых жили и боролись с несправедливостью супергерои. Метрополис Супермена, Готэм Бэтмена создавали неповторимую атмосферу, одновременно контрастируя и гармонируя с характерами главных и второстепенных персонажей.
- Зло выражалось в виде конкретных личностей, которые тоже имели суперсилу, харизму и выдающийся интеллект. Примеры таких врагов того времени: Адольф Гитлер и Муссолини. Помимо них в комиксах были различные безумные ученые, диктаторы и миллионеры, которые хотели подчинить себе мир.
- Возникновение в комиксах различных приключенческих и научно-фантастических мотивов. Пример таких персонажей Бэтмен, который не имел суперсилы, но имел различное оружие и приспособления для борьбы со злодеями.
- Появление в комиксах острых социальных проблем и явлений. Например, тема войны, насилия на улицах, коррумпированного государства. Комиксы были не просто развлекательными иллюстрациями, они несли в себе четкую мораль.
Marvel и DC: вечное противостояние
Издательство DC Comics возникло в 1934 году. На тот момент оно носило название National Allied Publications. Основал его Малкольм Вилер-Николсон. Это издательство задало стандарты комиксам, став первопроходцем в жанре супергероев.
Первой их звездой стал Супермен. Изначальная его версия отличалась от современной, он спокойно убивал врагов, вмешивался в бытовые дела семей. На тот момент его единственной суперспособностью были прыжки на большие расстояния.
Следующей звездой издательства стал Бэтмен. Он появился в 27-м выпуске детективных комиксов. Он был сделан в более интеллектуальном ключе, чем Супермен. Бэтмен мстил преступному миру за гибель своих родителей.
Позже у Бэтмена появился напарник Робин. В комиксах Бэтмен не убивал врагов и не использовал оружие, а только хитрые приспособления. Некоторые в наше время смотрятся весьма комично, например репеллент от акул или самодельные дорожные знаки.
В 1938 году появляется издательство Marvel Comics. До этого оно называлось Timely Comic. Создал его Мартин Гудмен.
Дебютными героями издательства Марвел стали Нэмор Подводник и Человек-Факел. А в 1941 году мир увидел культового Капитана Америку.
В 1960-е годы начало возвращаться внимание к героям комиксов, пропавшее с окончанием Второй мировой войны. В то время DC Comics собрала всех своих супергероев в команду и назвала это «Лигой справедливости». Там присутствовали герои, не имевшие своей серии комиксов, целью Лиги было дать возможность персонажам набрать популярность.
В ответ на Лигу Marvel создала Фантастическую четверку. Ее придумал Стэн Ли, главный редактор Marvel Comics. Он изменил метод создания персонажей. Вместо идеалистических взглядов он дал персонажам настоящие человеческие мотивы и эмоции. До Стэна Ли никто не делал подобного. Это и стало отличительной чертой Marvel. Герои Стэна Ли были простыми людьми, обремененными повседневной рутиной и проблемами личной жизни. На фоне недостижимых супергероев DC Comics это было как глоток свежего воздуха. Публика тепло встретила марвеловских персонажей.
Стэн Ли придумал еще один хороший ход — он стал вести ежемесячную рубрику, где общался с фанатами. Третьим успешным ходом стало указание в комиксах не только автора и художника, но и всех остальных людей, которые принимали участие в создании.
Заметно отличались и отношения внутри двух издательств. Стэн Ли никогда не забирал всю славу себе, а делил авторство со своими художниками. Авторы DC Comics не выносили имена художников на обложку.
В 1970-х годах комиксы начинают отражать проблемы наркозависимости. В 1971 году, Стэн Ли по просьбе департамента здоровья, образования и благосостояния США пишет комикс о вредном воздействии наркотиков. Это была история о Человеке-пауке, состоящая из трех частей.
Взросление: появление графических романов
Сегодня термин «графический роман» не имеет строгого определения. Обычно его применяют к рисованным историям с единой сюжетной линией, изданным как целостное произведение, не серийно. Иногда графическими романами называют и сборники комиксов, изначально выходивших в виде журналов.
Преуспели в графических романах европейцы. В странах Евросоюза комикс быстро закрепил за собой статус серьезного искусства. Поэтому к изданию рисованных историй там подходят иначе, чем в США. Комиксы издаются в специальных альбомах в твердом переплете и в увеличенном формате.
Одним из первых, кто начал работать в жанре графических новелл, был Карл Баркс. Он делал истории с начала 1940-х годов до конца 1970-х. Его часто сравнивали с Уолтом Диснеем, только в мире комиксов.
Расцвет графических романов происходит в середине 1980-х с началом так называемого «Британского вторжения», когда начинают издаваться работы Алана Мура, Фрэнка Миллера, Уоррена Эллиса и прочих комиксистов, ставших в наше время легендами индустрии.
Последнее, что отличает графический роман от комикса, — это аудитория. Зачастую у комикса аудиторию составляют подростки и дети. Графические романы читают взрослые люди. Многие из романов не рекомендованы для чтения детям.
Пять важных работ
Чтобы на живых примерах понять, как развивалась индустрия, мы собрали пять значимых работ, каждая из них произвела революцию в рисовании или сюжетостроении комиксов. Это не просто музейные экспонаты, которые занимают свое почетное место. Эти комиксы до сих пор поражают воображение и затягивают в свой мир.
Винзор МакКей, «Малыш Немо в Сонной Стране» (1906−1927 годы)
Легендарный сказочный комикс «Малыш Немо в Сонной Стране» гениального американского рисовальщика Винзора МакКея. Автор известен тем, что, пользуясь лишь пером и чернилами без всяких компьютеров и других подручных технических средств, рисовал мультфильмы — будучи, по сути, одним из первых в мире аниматоров. Кадр за кадром, рисунок за рисунком, делая это со свойственной лишь ему неимоверной «фирменной» скоростью — один мультфильм, например, содержал 4000 его рисунков. Другой — 6000!
По его комиксам создавали фильмы, театральные постановки, полнометражные мультфильмы. Один раз поставили даже целую оперу! В отличие от многих хороших художников, Винзор МакКей имел славу и популярность еще при жизни не меньшую, чем у современных звезд кино или футбола.
Но безусловно, «Малыш Немо в Сонной Стране» остается лучшим его творением и общепризнанным шедевром. Оригинал эпизода «Ночь Оживших Зданий» из «Малыша Немо» был куплен Лувром в Париже. Сюжет вкратце таков: есть некий загадочный Малыш Никто (Немо в переводе с латинского языка значит Никто), о котором мы ничего не знаем, кроме того что ему все время снятся сны, да еще какие сны! Весь комикс про Немо — это масштабный многосерийный сказочный блокбастер, эпизоды которого являются снами этого мальчика: луна с огромной пастью, колоссальные дворцы, фантастические великаны, добрые волшебные чудовища, гигантские слоны-канатоходцы.
Хэл Фостер, «Принц Вэлиант во времена короля Артура» (1937−1938 годы)
Плод богатого воображения художника Гарольда Фостера (кстати, подарившего нам классический образ Тарзана), комикс «Принц Вэлиант», появившийся на газетных страницах в 1937 году, быстро завоевал популярность как в Старом, так и в Новом свете.
Рассказчик умело смешивал в рисунках романтизм и подлинные детали, дополняя и расширяя воссозданную эпоху Средневековья собственными художественными находками. Коварные ведьмы и огры здесь неплохо уживаются с сарацинами, а реликтовые черепахи высотой с донжон соседствуют с детально продуманными осадными орудиями. Юный принц Вэлиант путешествует по Британии, континентальной Европе, Святой земле и Америке, участвует в осадах крепостей и великих битвах, становится рыцарем Круглого стола и находит свою любовь.
Комикс, многократно отмеченный всевозможными наградами и призами, продолжает выходить и по сей день во всем мире, а общая продолжительность сюжета составляет уже более 4000 выпусков. По нему сняли два художественных фильма, анимационный сериал и даже выпустили почтовые марки!
Первые комиксы про Бэтмена (Detective Comics #27–152, Batman #1–120)
Как это ни печально признавать, но Бэтмен — это, по сути, продукт удачного плагиата, что не отменяет важности этого комикса для развития всей индустрии. На него серьезнейшее влияние оказали несколько персонажей, которые были очень популярны среди детей и подростков в те далекие годы — Тень, Зорро, Фантом и другие. Получилась гремучая смесь из таинственности, загадочности, акробатики, рукопашных схваток и первых гаджетов — в целом на заре своего становления Бэтмен был классическим мстителем в маске, которых было тогда навалом.
Львиная доля основных элементов Бэтмена появилась именно тогда, в первые годы его существования, — костюм, транспорт, основные гаджеты, первые враги и союзники и тому подобное. Темный рыцарь очень быстро получил признание и любовь читателей — спустя короткое время он заимел собственную серию Batman.
С современных позиций ранние приключения Брюса кажутся как минимум наивными и придурковатыми, как максимум — идиотскими. Вот некоторые сюжеты ранних комиксов:
- Одна телепрограмма начала разоблачать популярные суеверия. Джокер решает подмочить их репутацию и совершает несколько преступлений со сверхъестественной окраской. (Batman #40)
- Популярный автор написал книгу о самых опасных и коварных женщинах в истории, на основе которой в Голливуде хотят снять фильм. Женщина-кошка узнает, что ее в книге нет, и решает сорвать производство картины. (Batman #45)
- Джокер создает свою школу, где готовит преступников, после чего совершает преступления по всей стране. (Batman #55)
- Бэтмен и Робин расследуют загадочные происшествия в Зале Эпох — здании, построенном Брюсом Уэйном, каждый этаж которого представляет собой конкретный период истории. (Batman #60)
В 1940-е годы появились одни из самых важных антагонистов Бэтмена: Женщина-кошка в Batman #1, Глиноликий в Detective Comics #40, Преступный Доктор в Detective Comics #77, Доктор Смерть в Detective Comics #29, Хьюго Стрэндж в Detective Comics #36, Безумный шляпник в Batman #49 и, конечно же, Джокер в Batman #1.
Первые выпуски Фантастической четверки (Fantastic Four# 1–52)
На фоне успеха «Лиги Справедливости» издательства DC «марвеловцам» нужно было дать достойный ответ, и вышеупомянутым дуэтом была создана своя команда супергероев — этой командой была Фантастическая четверка. Главным отличием оказывается желание Стена Ли очеловечить своих героев — он сразу же решил отказаться от тайны личности, все члены команды были не разрозненными героями, а близкими людьми, давно знакомыми и находящимися в отношениях (семейных либо романтических), причем именно людьми в первую очередь, ведь у каждого были яркие черты характера, и не всегда положительные.
Читать первые выпуски «Величайшего журнала комиксов в мире» — это большое наслаждение. Такой насыщенности, как в одном номере Ф4, вы мало где увидите. То есть огромное количество текста — нормальный факт для всех комиксов тех лет, но такой плотности событий и отсутствия «воды» не было практически ни у кого из современников.
Про рисунок Джека Кирби сказать что-то новое невозможно, учитывая, какие титаны журналистики описывали его работу. Просто осознайте, что держите в руках работу художника, считающегося Королем Комиксов, поэтому познакомиться с его творчеством просто обязан любой читатель комиксов.
После прочтения остается только благодарить безудержную фантазию и энтузиазм пары авторов за наше счастливое комикс-будущее, за «Людей Икс», «Мстителей», «Халка» и, конечно же, «Фантастическую четверку». Следует лишь сделать поправку на время создания, отчего сюжеты, диалоги и многие из поднимаемых проблем сейчас будут звучать несколько наивно, но, если попасть в поток, невозможно перестать получать удовольствие.
Уилл Айснер, «Контракт с Богом» (1978 год)
Уилл Айснер для комикс-индустрии был новатором. Многие его работы предвосхитили будущие направления развития серий и даже целых жанров комиксов. «Контракт» — это один из самых известных графических романов, в котором нет фантастической составляющей. Это максимально реалистичная история о жизни людей, о тех неприятных, страшных и откровенно мерзких ситуациях, которые могли произойти с каждым. Да что там — подобное можно встретить и сегодня. Например, измены и обман. Айснер не стремился открыть нечто новое в жанре, напротив, он хотел сделать произведение, поднимающее вечные темы, которое будут актуальным и спустя 50 лет. С выхода комикса прошло 40 лет, и сейчас можно с уверенностью сказать, что ему это удалось.
Это не первый комикс, названный «графическим романом», но именно успех Уилла Айснера породил огромное количество серьезных произведений, которые выделялись на фоне прочих комиксов. И дело не в реалистичной истории или затрагивании актуальных проблем, а во взаимосвязи всего представленного, в его глубине и исследовании человеческой природы.
«Контракт с Богом» — комикс не для всех. Многие, прочитав его, не поймут, для чего эта история вообще нужна. Они будут задаваться вопросом, почему графический роман, посвященный таким банальным вопросам, стал культовым. И ответ уже был озвучен мной выше. Айснер предвосхитил десятки фильмов, книг и комиксов, где будут подниматься эти темы. Он написал роман, где показал жизнь такой, какая она есть. И зачастую она неприятна, о ней не хочется думать, она расстраивает и угнетает. Такова, к сожалению, окружающая человека действительность. Очень часто надежды оказывается недостаточно, и многие люди опускают руки.
Зачем сегодня читать комиксы?
Всего за два века комиксы сделали огромный скачок и из газетных стрипов превратились в миллиардные франшизы. Но при этом не утратили своего наивного и детского обаяния. Сегодня выбор жанров и видов рисованных историй как никогда велик. От бесконечных супергеройских серий до забавных веб-комиксов (по сути, первоначальных газетных стрипов).
Хороший комикс, как книга или фильм, дарит комплекс незабываемых переживаний и новый опыт. Возможно, из-за того, что он еще не признан «элитарным искусством», комикс открыто и искренне говорит с читателем на простые, но важные темы. Позволяет отвлечься от нарастающих снежным комом дел и стремительно ускоряющегося времени. С комиксом можно отвлечься от всего этого, остановить время и просто насладиться увлекательной историей.