Автор: Галина Ахметова

Первое слово, которое выучил наш сын, было слово “дай”. Сначала это выглядело забавно. А потом постепенно превратилось в ад, — рассказывает молодая мама Ольга. — Особенно когда мы оказывались в пространстве с игрушками. Паша отбирал их у детей в садике, на площадке, хватал с полок в супермаркете. Когда игрушки возвращались на место — заходился плачем. Убедить по-хорошему не получалось. Можно было либо поскорее унести его, орущего, с места соблазнов, сгорая при этом со стыда и выслушивая упрёки, либо купить то, что он схватил, — лишь бы успокоился. Масштаб трагедии мы оценили позже, когда поняли, что с сыном невозможно ходить по магазинам. Теперь, когда приходим в торговый центр, сначала сдаём его в закрытую игровую зону-клетку. А потом уже идём за покупками. К счастью, невролог объяснила нам, что ругать ребёнка бессмысленно — ему нужна когнитивно-поведенческая терапия.

Наверняка каждый из нас бывал свидетелем детской истерики. И, конечно же, думал, что виноваты в ней родители: плохо воспитали. А затем через какое-то время мы сами, будучи мамами и папами, наблюдали эту же ситуацию с другого ракурса. Например, приходили в супермаркет только за продуктами, а уходили со слезами и очередным бытовым или кондитерским хламом, который возбудил наше чадо на ор и топот. В чём причины детских истерик в магазинах? И как защитить от них родителей?

Яблоко от яблони

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что ребёнок — это зеркало родителей? Причём он не только копирует их поведение. Например, он, как прибор для измерения напряжения, улавливает эмоциональное состояние матери.

Клинический психолог, мама четырёх детей Надежда Асанова предлагает рассмотреть глубинные причины магазинных капризов.

“Современные мамы перестали слышать себя.Как правило, детская истерика, особенно в публичном месте, — это отражение страха мамы. Отражение её ограничений. Давайте вспомним, что мы, взрослые, — дети Советского Союза, дети дефицита. Когда мама сама попадает в магазин, в котором представлен спектр изобилия, что с ней происходит?Из-за этого её тело уходит в напряжение.

У неё возникает некий конфликт. Дети от двух до пяти лет живут в эмоциональном поле матери: психология мамы — это всегда биология ребёнка. То есть что у мамы в голове — то у ребёнка в теле. Это бессознательный процесс. Редкостная женщина осознаёт, что она напрягается при виде магазинных полок и боится их просто потому, что как жить в дефиците — она знает, а как жить в изобилии — нет.

Тут и срабатывает принцип: психология мамы — биология ребёнка. Он чувствует материнское напряжение и тоже начинает напрягаться. Психоэмоциональная система у ребёнка нестабильна. В три-четыре года он ещё не умеет выражать свои чувства словами, а вот как орать и биться в истерике — знает. Чем и пользуется.

Обратите внимание: у детей старше пяти лет истерик в магазинах практически не случается. Если же случаются — значит, родители упустили очень важный момент во взаимодействии с ребёнком. В этом случае маме желательно начать работать с психологом, чтобы разбираться с вопросом: что её так напрягает, почему она боится изобилия? И может ли она сама выбрать то, что ей нужно?”.

“Современные мамы перестали слышать себя.Как правило, детская истерика, особенно в публичном месте, — это отражение страха»

Тише, Танечка, не плачь

“Если дочь в магазине капризничает, она либо устала, либо пытается мной манипулировать, — замечает мама Екатерина. — Соответственно, и реагировать нужно по-разному. Если устала — пробую её расслабить, напоить, накормить, усадить (уложить) в корзину для продуктов. Если дело идёт к манипуляциям и грозит перерасти в истерику —значит, выходим из магазина. И, конечно же, перед походом в магазин я заранее объясняю ей, зачем конкретно мы туда идём”.

Врач-психотерапевт, к. м. н., мама четырёхлетнего сына Татьяна Ефанова рассказала о причинах детских истерик в магазине

Почему ребенок может истерить в магазине?

1. Физиологические. Ребёнок не выспался, устал, голоден, хочет в туалет или недомогает.

2. Неврологические. Если ребёнок имеет синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), то магазинные истерики в его исполнении не удивительны. Особенности развития его центральной нервной системы таковы, что он бурно реагирует на звуки, запахи, освещение. Громкая музыка или раздражающая яркая подсветка в магазине могут спровоцировать его на эмоциональный выпад.

3. Поведенческие. Если особенности строения нервной системы ребёнка в норме, если он здоров, сыт, бодр и весел, но вдруг на пустом месте взрывается в истерике — значит, маме нужно вспомнить самый первый раз, когда она позволила ему так себя вести, и менять тактику своего поведения.

4. Психологические. Это так называемые дефекты воспитания. Например, в семье появился поздний или долгожданный ребёнок, который “трудно достался” родителям. Они его оберегают, сдувают пылинки. Не зная отказа, растёт кумир семьи.

Или же это результат гиперопеки и смещения семейных ролей: ребёнок замещает роль мужа для мамы. В этих случаях истерика может стать нормой поведения и происходить не только в магазине, но и в любом другом месте.

Татьяна Ефанова:  “Если мама хотя бы раз повелась на детскую истерику, если хотя бы раз купила то, что ребёнок требовал в таком состоянии, он понимает: можно и дальше так действовать. Причём, минуя первую стадию нытья, сразу же заваливаться с криками на пол. Это называется закреплённое поведение. И это абсолютно ожидаемый результат того, что мама всего однажды подкрепила провокацию”.

Что же делать?

1. Никогда не поддерживать истерического поведения. Помните: единожды подкреплённый акт покупки желаемого по крику приведёт к тому, что ребёнок будет прибегать к истерике всё чаще и чаще. Со временем он будет применять её не только в магазине, но и в других обстоятельствах.

2. Отключитесь от мнения окружающих. Люди в любом случае будут думать о вас так, как им хочется. Поэтому не обращайте внимания на комментарии и советы посторонних. И если истерика с ребёнком всё-таки случилась — просто берите и выносите (выводите) его из магазина. Не ругайте, не стыдите, не угрожайте ни в коем случае. Переключите его внимание на какие-либо объекты или истории. Забалтывание — один из лучших приёмов работы с детьми до четырёх лет. А после учите его в игровой форме, как можно выражать свои чувства словами.

3. Накануне похода в магазин составьте список покупок, чтобы сократить время пребывания в нём. Можно подключить к покупкам и ребёнка, чтобы он не просто сидел в коляске, а принимал какое-либо участие: выбирал сорт того или иного товара, складывал продукты. Предоставляя ему право выбора, мы: а) укрепляем его самооценку и развиваем его как личность; б) предупреждаем истерики; в) обеспечиваем ему социальную адаптацию.

4. Если ребёнок просит, нудит и вот-вот перейдёт к активному наступлению — предложите ему альтернативу. Покажите ему пустой кошелёк или небольшое количество имеющихся денег и объясните, что на то, что он просит, их всё равно не хватит, а вот на йогурт (сок, молоко, яблоки) достаточно, и спросите, что именно из этого списка он хочет.

5. И, наконец, в больших торговых центрах есть детские площадки. Там можно оставить ребёнка под присмотром аниматоров и спокойно отправиться за покупками.