Греби отсюда: как я встала с дивана и переплыла Волгу
Автор: Маша Вастистова
Последние выходные июля, воскресенье, 15.30. 800 человек стоят на берегу Волги. Мы отчаянно потеем в черных обтягивающих гидрокостюмах. Одна пловчиха сидит на опоре стартовых ворот, которые выглядят как огромная оранжевая буква П. Я уселась прямо на песок. Через десять минут моторная лодка привезет организатора заплыва, и мы побежим в реку. Но пока время тянется, давайте поговорим о том, что меня — Машу Вастистову, которая никогда особо не увлекалась плаванием, сюда привело.
Волны и локти
Прошлым летом из рекламы в Facebook я узнала о заплыве через Босфор и сразу туда захотела. Идеальный же отпуск — конец июля, Стамбул, вода и спорт. За месяц до заплыва я нашла турецкий лагерь, где неделю готовят к Босфору. Тренировки дважды в день, под конец — даже в водоеме, а не бассейне. Отлично! Я тут же мысленно спланировала отпуск и на всякий случай позвонила в местную школу плавания. Там-то меня и разубедили. Тактичный собеседник выяснил мой стиль плавания ( «держусь на воде») и отсутствие слота — регистрации на заплыв. Оказалось, что места для российских пловцов кончились еще в январе — за 15 минут. Можно купить чужую регистрацию с рук, но это дорого и рискованно. Да и финиш под чужим именем — смазанное удовольствие для такого гедониста, как я.
Я пошла длинным путем. Осенью записалась в школу плавания для взрослых. Месяц ходила в бассейн трижды в неделю. В конце октября я уже плыла кролем 500 метров, то есть десять кругов, за 16 минут. Среднее время, но хорошее для человека, который только недавно встал с дивана. В декабре — курсы для продолжающих. Как видите, я не ленилась — я тщательно готовилась.
Всю осень я трепалась о заплыве через Босфор, словно регистрация уже лежит у меня на почте. Даже придумала победительную историю, которую выложу в соцсети вместе с фотографией бирюзового пролива и пены от локтей.
4 января я просидела у компьютера всю ночь в ожидании регистрации. Несколько часов обновляла сайт заплыва. Регистрация началась в 6.30 утра, и я быстро заполнила все поля, а затем сайт завис во время оплаты. Я чувствовала себя как ребенок, который 1 января ожидал увидеть под ёлкой велосипед, а утром не нашел даже елки. Словом, мировое разочарование.
В ту ночь российские пловцы расхватали 350 слотов за 6 минут. В два раза быстрее, чем в прошлом году.
Я сделала лучшее, что могла в этой ситуации: поспала несколько часов и в тот же день отправилась на внутренний заплыв школы по плаванию: такой финальный праздничный зачет, где ты плывешь большую дистанцию. Рассказывала о сбое всем, кто соглашался слушать.
Во время этого школьного заплыва самыми сложными были все 500 метров. Первые два круга я умирала от усталости и жалости к себе. Хотелось все бросить прямо сейчас. Скрыться в раздевалке с громким плачем. Но вместо этого я в очередной раз оттолкнулась ногами от бортика. Силы вернулись, и я продолжала плыть.
Пловчиха Полина Колганова из моей группы называет это состояние динамической медитацией. Ты двигаешься, при этом мыслей остается все меньше. В какой-то момент приходит абсолютное молчание. Оно длится лишь, пока ты плывешь.
Полина (увлекается плаванием): «Я помню это состояние на новогоднем заплыве в НГУ. Это был мой первый заплыв на километр, и я сразу настроилась, что плыть нужно долго. В бассейне вокруг тебя галдеж, суета, нервяк. Но как только опускаешь голову в воду, слышишь только тишину. Появляется ритмичность движений. Все отстраняется, ты плывешь и находишься в этом моменте».
Замер показал, что в январе я плыву быстрее на 2 минуты, чем в ноябре, когда только научилась плавать кролем. Тем же вечером после босфорской неудачи я зарегистрировалась на заплыв через Волгу 28 июля. Часики начали тикать.
Подготовка
Весной я готовилась самостоятельно: ходила в бассейн 2—3 раза в неделю и старалась проплыть без остановки сколько могу. Сперва километр, затем на 50 метров больше и больше. В июне я проплывала за час 2 километра. Организаторы заплыва через Волгу отводили час 30 минут на мою дистанцию (3 км) — я со скрипом укладывалась. Вот только я еще ни разу не плавала эту дистанцию. Предстартовое волнение гнало меня на следующую тренировку. Раз я тренируюсь, значит, почти готова!
Для выносливости рекомендуется ежедневно делать ОФП: упражнения, знакомые еще со школы. На это мне не хватало терпения. Так что я записалась в тренажерку и впервые стала ходить туда раз в неделю без пропусков. Всему виной хороший тренер, который ловко забалтывал меня, пока я поднимала гантели или подтягивалась.
Летом начались тренировки в открытой воде. По вечерам дважды в неделю мы плавали в озере под руководством тренера. Пока мы распугивали мальков, он кормил собой мошек в резиновой лодке.
Тренер научил нас ориентироваться — выбирать цель, желательно повыше и покрупнее, и следить за ней, приподнимая глаза из воды. Большинство в этих условиях плывут прямо, но не я. Я постоянно отклоняюсь, так что мне приходится сверяться с целью через каждые два-три дыхания. Иначе вместо трех километров я проплыву пять. Или снова проплыву мимо финиша, как это было на заплыве через Обь.
Ежегодный заплыв через Обь был за неделю до Волги — 20 июля 2019 года. Взялась я за него, потому что организаторы заплыва через Волгу просили попробовать свои силы и переплыть сперва что-нибудь еще. И тут выпал такой идеальный шанс!
Проплывая и рассматривая все здания, знакомые с детства, я увлеклась и не свернула вовремя к финишным воротам, из-за чего с трудом выгребла к берегу. Я выучила этот урок и на Волге уже внимательнее следила за ориентирами.
Заплыв через Волгу
Заплыв через Волгу — крупнейший в России (около 2 тысяч участников). Его организовывает в Нижнем Новгороде команда X-waters как городской спортивный праздник.
S7 летает из Новосибирска напрямую, и мы прилетели. На предстартовом брифинге организаторы показали фотографии старта и финиша. Нам предстояло целиться в здание больницы, затем, когда снесет ниже по течению — казармы на набережной. В финале красивый финиш на набережной, где стоит катер «Герой» и Чкаловская лестница на 560 ступеней. На этом заплыве три дистанции: 1 км, 3 км и 5 км. По цвету шапочки различают пловцов разных дистанций: у пятерочников желтые, на трешке синие, на маленькой дистанции белые.
Моя трешка выглядит приятным маршрутом: сперва ты плывешь по течению Волги, затем попадаешь в слияние Волги и Оки — и работаешь изо всех сил, чтобы выгрести к берегу. Дистанция на километр начинается сразу со слияния двух рек и бурного течения. В этом парадокс заплыва: новичкам рекомендуют брать 3 км, потому что он считается легче, чем 1 км.
К слову, течение в конце настолько сильное, что если пловца снесет ниже финиша, он не сможет доплыть вверх самостоятельно. Участника выловят спасатели, но, увы, дисквалифицируют. Поэтому каждый заранее продумывает стратегию. Моя была такой: доплыть до другого берега и уже потом вдоль набережной спуститься к катеру «Герой» и Чкаловской лестнице.
В тот день температура воды 20—22 градуса, поэтому организаторы рекомендовали плыть в гидрокостюме, но не настаивали. Большинство привезли костюмы с собой — если вода холоднее +18, они обязательны. «Троечников» грузят в пазики последними. Мы уезжаем к месту старта через весь город.
От стартовых ворот сразу видим финиш. Никаких бакенов — плавучих сигнальных знаков для ориентирования — нам не нужно. Город холмистый, поэтому легко взять ориентир повыше и смещаться влево к стартовому городку вместе с течением.
На старте узнать своих решительно невозможно: все пловцы в одинаковых черных гидрокостюмах и синих шапочках, выданных в стартовом пакете. У каждого участника к поясу привязан спасательный буй. Этот надувной поплавок — наш лучший друг, ведь за него можно уцепиться в воде и немного отдохнуть. А еще про буй можно разнообразно и смешно шутить, но не при детях.
Перед самым стартом к нам приезжает организатор. Он встает между пловцами, чтобы отбить нам пятюни — и в воду! Вода холодная, но это приятно. Массовый старт означает, что народу вокруг тебя реально много! Любитель баттерфляя пнул меня в предплечье. Спасибо, что не в глаз! Извинился, плывем дальше, перешучиваемся с соседями. Высматриваем в воде зубастых сомов, о которых так шутили в чате заплыва. (Свой чат у меня есть на любой чих: заплыв, мастер-класс и курс плавания.)
Я любитель петлять и путать следы, поэтому сверяюсь с ориентирами на каждый второй-третий вдох. Это утомительно, но выгоднее, чем намотать по Волге лишнего. Заранее беру вправо, чтобы перпендикулярно переплыть реку и точно попасть в финиш. В какой-то момент спасатели с катера велят мне взять левее и больше не беспокоят.
Слияние Волги с Окой сразу чувствуешь: вода становится значительно теплее, а волны — сильнее. Тут же нападает буй, мешая правому гребку. Разминка кончилась, пора выгребать к берегу.
Я плыву сперва на пришвартованный теплоход. Видимо, забираю сильно вправо — и долгие минуты уходят на бессильную греблю. Теплоход не приближается. Неужели я стою на месте? Сводит ногу. Желудок подкатил к горлу — видимо, укачало. Моя удача, что рядом не было спасателей — я готова сдаться. Держусь за буй, дергаю ногу вперед, чтобы снять судорогу. На какое-то время это помогает. Но через несколько минут схватывает еще сильнее. Слава гидрокостюму: переворачиваюсь на спину, и он держит меня на плаву. Разминаю ногу, дышу в небо, оглядываюсь. Кажется, именно здесь я пообещала себе новые духи. На ласковых уговорах догребаю до теплохода. Уже победа! Сложный участок кончился!
До финиша буквально 100—200 метров вдоль берега. Моя стратегия сработала. Бороться больше не нужно, нужно плыть по течению и держаться берега. Стоит зазеваться, как меня сразу разворачивает к берегу.
На финише понтон с поручнями — организатор видит мою растерянность и за руку подтягивает к ближайшему поручню. Выбираюсь из воды, и волонтер надевает медаль, которую получает каждый финишер. Мое время: 1 час 14 минут, место меня не сильно интересует. Я финишировала, и это хорошо. Обнимаю мужа, отправляю своим пловцам фотографию медали и пока ничего не чувствую. Радость придет через несколько дней, когда я высплюсь.
Спустя две недели к радости добавляется удовлетворение как от хорошо сданного экзамена. Захотела переплыть, подготовилась и сделала это! Это был мой личный проект, который занимал много свободного времени и сил. Который поддерживал и придавал энергии. Который вдохновлял идти на тренировку, когда хотелось спрятаться под одеялом. После заплыва на месте этой цели пока не появилось ничего нового, и я в растерянности.
Заключение
Что я узнала за эти полгода:
- Стать профессиональным пловцом довольно просто, даже если ты не привык ходить в зал. Главное — хороший тренер и бассейн вопреки отмазкам. Я абсолютно уверена, что мой путь сможет повторить любой желающий.
- Регулярность — это сложно, но купленный слот на заплыв очень мотивирует. Ну разве что не в февральские -30! В остальное время только тренировка помогает справиться с предстартовой паникой, которая началась у меня за несколько месяцев до заплыва.
- Очень важно найти спорт по душе. Узнав мою историю, некоторые знакомые говорили о преодолении, целеустремленности и другие красивые слова. Но я просто делала то, что хотела.
За предоставленные фото благодарим автора статьи, Олега Федосеева и Полину Колганову.