Маньяки и демоны: самое страшное кино. Часть 2
Продолжаем искать и знакомить вас с самыми страшными фильмами. В первой части мы говорили об известных фильмах и франшизах, уже давно занявших свои места в мире хорроров. В этой подборке речь пойдет о нетипичных фильмах ужасов и о новинках, которые взбодрили жанр и пощекотали нервы зрителям.
Фильмы, в которых люди страшнее демонов
Сартр говорил, что ад — это другие. Фильмы о чудовищах или потусторонних существах пугают, но по-настоящему ужасают те, в которых показывают животную сущность человека. Иногда — демоническую. Во время просмотра зритель не вскрикивает и не смеётся, а цепенеет от ужаса. Невыносимо допустить, что ЭТО живет в людях, а значит, может быть и в тебе самом. Эти фильмы заставляют усомниться в том, что человек — это высокоразвитое и гуманное существо.


“Пила” (2004)
Серия фильмов о маньяке Конструкторе, заставляющего своих жертв убивать друг друга разными хитроумными способами, занесена в Книгу Рекордов Гиннесса как самая кассовая история. Совокупно фильмы заработали в прокате почти миллиард долларов, обогнав такую классику, как “Кошмары на улице Вязов”, “Пятница, 13-е” и “Техасская резня бензопилой”.
Первый фильм серии “Пила: игра на выживание” вышел в 2004 году, и его посмотрели, кажется, все, причём не только поклонники жанра. Всё дело в оригинальном сюжете, который режиссёр Джеймс Ван придумал, ещё будучи студентом. Главным героям фильма (и всей франшизы) приходится решать сложные головоломки и попутно — нравственные дилеммы, чтобы спасти свои жизни. И каждый раз, когда герои думают, что самое страшное осталось позади, оказывается, что у Конструктора припасена ещё одна игра в запасе.


“Костяной томагавк” (2015)
Фильм на стыке хоррора и вестерна взял достоинства обоих жанров. Режиссёр С. Крейг Залер вдохновлялся, с одной стороны, такой классикой, как “Ад каннибалов” и “Кровавое пиршество”, а с другой — картинами с Джоном Уэйном и Клинтом Иствудом о покорении Дикого Запада.
Главный приём, которым пользуется режиссёр, — нагнетание атмосферы. В общих отстранённых планах через будничный разговор четырёх персонажей Залер втягивает зрителей в неспешное повествование, а в финале всё так же опосредованно и издалека представляет нам исчадия ада, в который спустились герои. Готовьтесь быть шокированными.


“Дом, который построил Джек” (2018)
От Ларса фон Триера мы можем ожидать почти что угодно: поклонники европейского авторского кино знают, как он любит будоражить психику зрителей. Но каждый раз удивляет. Сейчас режиссёр снял, казалось бы, классический сюжет о кровожадном маньяке, но у Триера не может быть всё так просто.
С премьерного показа на Каннском кинофестивале из зала ушли почти сто зрителей. Многие зрители и критики сходятся во мнении, что в фильме очень много неоправданной жестокости. Редактор Variety Рамин Сэтудех написал: “Просмотр фильма был одним из самых неприятных в моей жизни”. Но, несмотря на это, после окончания фильма зрительный зал аплодировал стоя.


“Суспирия” (1977)
Когда Дарио Ардженто начинал съёмки “Суспирии” в 1977 году, на пике популярности были реалистичные хорроры “Омен” и “Челюсти”, пугающие в первую очередь своей приближенностью к обычной жизни. “Такое может случиться с каждым!” — словно вопили их афиши в кинотеатрах. Сказочная “Суспирия” же была максимально далека от этой киномоды. В 2017 году Лука Гуаданиньо переснял его, но и оригинал до сих пор смотрится современно и пугающе.
По первоначальному замыслу режиссёра учениц балетной школы должны были играть девочки не старше 12 лет. Именно такими они и были в оригинальном сценарии фильма. Однако студия и исполнительный продюсер отказались от съёмок, полагая, что фильм запретят, так как в нём будут сцены жестоких убийств детей. Тогда Дарио Ардженто поднял возрастной порог героинь до 20 лет, и только тогда фильм начали снимать.


Новые фильмы ужасов — новые глубины страха
Последние годы популярность хорроров пошла на спад. Сюжетные ходы превратились из хорошо протоптанных дорожек в автомагистрали, по которым ужастики-однодневки пролетали с огромной скоростью. Зрители знали все действия героев и злодеев не на шаг, а на пять вперёд, и хорроры вместо страха начали навевать скуку. К счастью, пришли молодые режиссёры и показали, что пределы страха всё ещё не изучены.


“Прочь” (2017)
Начинающий режиссёр Джордан Пил совершил практически невозможное: его фильм “Прочь”, снятый за 28 дней, очень скромный бюджет и с не самыми известными актёрами, мало того что получил “Оскара” (что для хоррора беспрецедентная заслуга), но и видоизменил жанр классического слэшера.
Пил использует свой комедийный бэкграунд и автобиографические детали, чтобы страшное в “Прочь” было смешным, смешное — страшным, а все остальное показывало, как живёт расизм в эпоху, когда его принято считать пережитком прошлого.


“Реинкарнация” (2018)
Фильм Ари Астера вызвал раскол среди критиков: одни называли его “лучшим хоррором 2018 года”, а другие — “странным”. Одно можно сказать с полной уверенностью: фильм неординарный.
В оригинале фильм называется “Наследственное”: в центре сюжета семья — мать, дочь и недавно умершая бабушка. Это история о том, что у каждого поколения свои секреты, и порой — зловещие.


“Оцепеневшие от страха” (2018)
Отличное комбо из лучшего в “Астрале”, “Кладбище домашних животных” и “Паранормальном явлении”.
Режиссёр Демиан Рунья использует классические приёмы, но при этом обманывает ожидания зрителей. Приготовьтесь, будет страшно, но совсем не так, как вы думаете.


“Пустота” (2016)
Создатели картины Джереми Гиллеспи и Дэвид Констански явно вдохновлялись работами Карпентера, Кроненберга и Стивена Кинга: они создали настоящее мистическое безумие.
У новичков Гиллеспи и Костански получилось то, что не всегда получается даже у опытных режиссёров: динамичный, эффектный с первых кадров и пугающий на уровне подсознания фильм.


“Паранормальное” (2017)
Жанр фильма указан как “инди-хоррор”, и называется он в оригинале “Endless” — “Бесконечное”: “Паранормальным” его сделали уже в российском прокате. Новое название в принципе раскрывает его сущность, но ничего не говорит о сюжете.


Сюжет о коммунах и сектах, в которых творится всякая чертовщина, — не новость для фильмов ужасов. Но ценность истории в другом: режиссёру удалось воплотить лавкрафтовский “страх перед неизведанным”, а то, что происходящее невозможно объяснить логически, добавляет фильму напряжения.

