Страх — одна из базовых эмоций, благодаря которой мы можем ощущать жизнь сильнее. Поэтому многие из нас любят пощекотать нервы и немножко попугаться, желательно без угрозы для жизни. И такую возможность дарит кинематограф. Ужастики и триллеры снимают постоянно, но какое самое страшное кино вы вспомните в первую очередь? Что пугает вас больше всего?

Здесь мы собрали лучшие примеры классических (и немного современных) ужастиков. А во второй части рассказали про самые нетипичные фильмы и новинки этого жанра. Вам будет жутко интересно!

Фильмы о монстрах и чудовищах

Самый простой способ напугать человека — воздействовать на рефлексы. Какими бы крепкими ни были нервы, громкий крик или резкое движение всё равно заставят зрителя подпрыгнуть на месте. Также традиционно режиссёры используют один из базовых страхов — боязнь темноты. Поэтому монстр или злодей обязательно спрячется в шкафу или тёмном углу — это лучшие места, чтобы максимально неожиданно оттуда выпрыгнуть.

Истории с самыми популярными чудищами превращаются во франшизы и развивают свои сюжеты десятилетиями. Эти фильмы мы любим не только за жуть, но и эффектные костюмы монстров.

 “Чужой” (1979)

Фантастический триллер Ридли Скотта вот уже 40 лет входит в десятку самого страшного кино в мире. Здесь всё происходит по законам жанра: замкнутое пространство космического корабля, тьма, инопланетная тварь, которая желает лишь одного — уничтожать, и женщина, сумевшая дать отпор.

Сюжет
В далёком будущем возвращающийся на Землю грузовой космический корабль перехватывает исходящий с неизвестной планеты неопознанный сигнал. Экипаж, в соответствии с основными инструкциями, обязан найти и исследовать источник сигнала. Оказавшись на планете, астронавты повсюду обнаруживают неопознанные предметы, по виду напоминающие гигантские коконы.

“Чужой” сразу же стал культовым и породил три продолжения и два приквела. Последние снял сам Ридли Скотт: в фильмах “Прометей” (2012) и “Чужой: Завет” (2017) режиссёр рассказал, как появился этот монстр.

“Ночь живых мертвецов” (1968)

Отец жанра зомби-муви, им вдохновлялись все последующие авторы фильмов и сериалов, в том числе любимых многими “Ходячих мертвецов”.

Сюжет
В захудалом американском городишке люди спрятались в доме и пытаются пережить атаку оживших мертвецов. Последние хоть и медленные, но очень настойчивые. Закончится всё плохо.

Дебютная картина Джорджа Ромеро взорвала американский прокат и стала началом огромной серии фильмов “Живые мертвецы”: пять прямых продолжений и пять ремейков. Несмотря на возраст оригинального фильма, он будет держать вас в напряжении, как и 50 лет назад. Главное — не обращать внимание на устаревшие спецэффекты.

“Кошмар на улице Вязов” (1984)

Классический представитель ещё одного очень популярного поджанра — слэшера.

Сюжет
Маньяк-убийца Фредди Крюгер терроризирует американских подростков в их снах, придумывая для каждого изощрённые пытки. Очень страшно и с небольшой долей чёрного юмора.

Фредди Крюгер стал одним из самых популярных персонажей 80-х и появился ещё в восьми продолжениях. Также засветился в кроссоверах, в которых противостоял Джейсону из “Пятница, тринадцатое” и Эшу из “Зловещих мертвецов”. Кстати, в одной из частей свою первую роль сыграл Джонни Депп.

“Призрак оперы” (1925)

Сейчас этот фильм нам кажется скорее романтической историей, но тогда зрители пугались. После премьеры фильмов “Монстр” и “Призрак оперы” в 1925 году чудовища и порождения тьмы уверенно заняли место в мировом кинематографе.

Сюжет
Новой примадонне парижской оперы Кристине не даёт покоя прекрасный и таинственный голос, который слышен только в её гримёрке. Певица пытается раскрыть секрет и узнаёт, что её тайный ангел — всего лишь Призрак: гений, который жил в подвале театра и наводил ужас на всех артистов.

Лон Чейни, исполнитель роли Призрака, сам придумал грим для персонажа и держал его втайне до самого начала съёмок. Мэри Филбин, игравшая Кристину, впервые увидела его в полном образе уже на съёмках: крик испуга в фильме, когда её героиня снимает маску с Призрака, был не наигранным. Второго дубля уже не понадобилось.

“Изгоняющий дьявола” (1973)

Дьявол, демоны, полтергейст, сущности из других миров — всё это будоражит умы хоррормейкеров. Режиссёры изобретательно играют на нашем страхе тревожного-потустороннего: веками люди верили, что одержимость существует, и списывали на неё всё, что не понимали в себе и других. Потому так легко нас увлечь такими историями и фильмами, как “Изгоняющий дьявола”. Тем более если они сняты мастером.

Сюжет
В семью известной актрисы приходит беда — её несовершеннолетняя дочь начинает вести себя неадекватным образом: говорит мужским голосом на непонятном языке, противоестественно изгибает части тела. Врачи подозревают психическое заболевание и не в силах поставить диагноз. Специально приглашённый священник подозревает, что девочка одержима дьяволом. Ну а дальше….

“Люди ходят в кино по трём причинам: хотят посмеяться, поплакать или напугаться. И делать фильмы нужно только для того, чтобы смешить, пугать или заставлять плакать”, — считает режиссёр Уильям Фридкин, поэтому для своего фильма он придумал множество устрашающих эффектов. В фильме раскачиваются полы и стены, летают по комнате предметы, совершаются убийства, раздаётся нечеловеческий рёв и присутствует масса визуальных эффектов, призванных сильно напугать.

Страшные фильмы о демонах внутри нас

Здесь режиссёры играют с разумом и фантазией, в таких лентах нельзя полагаться на глаза и уши: здесь всё не то, чем кажется. Убийца не будет разгуливать посреди комнаты с топором, чудовище не будет просто нападать и отгрызать части тела. Это будет скорее тень на периферии зрения, что-то неуловимое, призрачное. В таких фильмах пугает не действие, а подозрение, ожидание, напряжение. Привет, подсознательное и детские травмы.

“Люди ходят в кино по трём причинам: хотят посмеяться, поплакать или напугаться. И делать фильмы нужно только для того, чтобы смешить, пугать или заставлять плакать”

Уильям Фридкин

“Психо” (1960)

Понятие “саспенс” (от англ. suspense — неопределённость) в первую очередь ассоциируется именно с Альфредом Хичкоком. Его “Психо” считается эталоном жанра и до сих пор находится среди самых рейтинговых хорроров.

Сюжет
Лайла Крэйн недовольна романом с разведённым мужчиной, который уделяет ей внимание только наездами. Поэтому девушка крадёт на работе крупную сумму и в спешке бежит из города. В мотеле, где Лайла останавливается на ночь, она знакомится с его владельцем — с симпатичным, но странным молодым человеком, страдающим от гнёта своей горячо любимой, но деспотичной матери.

Фильм основан на одноимённом романе Роберта Блоха. Для того чтобы сохранить концовку фильма втайне, Альфред Хичкок скупил все доступные экземпляры книги.

Любопытный факт: саундтрек фильма исполняют исключительно на струнных инструментах. Хичкок был настолько впечатлён музыкой Бернарда Херрманна, что удвоил гонорар композитора (гонорар Херрманна составил 34 501 доллар) — так режиссёр решил вознаградить его за потрясающую музыку. Сам Хичкок говорил, что 33 % эффекта от фильма создаёт музыка.

“Сияние” (1980)

Это экранизация одноимённого романа Стивена Кинга. Фильм входит в первую сотню списка 250 лучших фильмов на сайте IMDb. Согласно опросу киноведческого журнала Sight & Sound, проведённого среди кинокритиков и режиссёров, “Сияние” признано одной из величайших картин в истории.

Сюжет
Главный герой — Джек Торренс — приехал в пятизвёздочный уединённый отель, чтобы поработать смотрителем во время мёртвого сезона вместе со своей женой и сыном. Торренс здесь раньше никогда не бывал. Или это не совсем так? Ответ лежит во мраке, сотканном из преступного кошмара.

Интересный факт: к моменту премьеры фильма организация MPAA (Система рейтингов Американской киноассоциации) запретила показывать кровь в трейлерах фильмов. Официальный рекламный ролик “Сияния” как раз состоял из одной сцены: кровь хлещет из дверей лифтов, заливая холл гостиницы. Стэнли Кубрик долго убеждал MPAA, что это ржавая вода. Саму же сцену снимали в течение целого года, прежде чем Кубрику наконец понравился тот дубль, где, по его мнению, можно было не сомневаться, что экран заливает именно кровь.

“Оно” (2017)

Произведения Стивена Кинга вдохновляют кинематографистов всего мира на создание самых страшных фильмов. Два года назад Андрес Мускетти снял вторую экранизацию романа “Оно” и произвел фуррор: только за первый уикенд фильм собрал 124 миллиона, установив рекорд для фильмов ужасов в американском прокате.

Сюжет
Когда в городке Дерри, штат Мэн, начинают пропадать дети, несколько ребят сталкиваются со своими величайшими страхами и вынуждены помериться силами со злобным клоуном Пеннивайзом, чьи проявления жестокости и список жертв уходят вглубь веков.

По мнению большинства критиков, Андресу Мускетти удалось сделать действительно страшный фильм, не лишённый при этом юмора. Rotten Tomatoes суммирует мнения критиков так: “Прекрасная актёрская игра, безумные ужасы и эмоционально трогательный сюжет “Оно” сделали историю Стивена Кинга ещё страшнее, не теряя при этом её души”. В этом году нас ждёт вторая, завершающая часть мрачной картины, которая поставит точку в противостоянии простого человека и адского создания.

“Шестое чувство” (1999)

Этот фильм прославил М. Найта Шьямалана, молодого американского режиссёра индийского происхождения, как одного из самых талантливых мастеров саспенса.

Сюжет
Детский психолог пытается помочь мальчику, который якобы видит мёртвых людей. Это порождение больного ума или удивительный дар? Все эти люди когда-то были убиты, и теперь они обрушивают на малыша свой гнетущий страх и отчаянный гнев. Концовка переворачивает картину с ног на голову, после чего её хочется немедленно пересмотреть.

На Rotten Tomatoes фильм получил 85 % из 150 рецензий критиков и рейтинг 7,6/10. Резюме на сайте выглядит так: “Шестое чувство” Найта Шьямалана — извилистая призрачная история со всеми признаками классической голливудской картины, пропитанная холодом современного фильма ужасов”.

“Бабадук” (2014)

Пример, как всего за два миллиона долларов можно сделать качественный и страшный фильм. Особенно понравится тем, кто интересуется психологией.

Сюжет
Шесть лет назад Амелия в один день потеряла мужа и родила сына. Сэмуэлю идёт уже седьмой год, но ему везде мерещатся чудовища. Однажды перед сном мальчик просит маму почитать ему найденную книгу об ужасном монстре. С этого момента его страхи получают физическое воплощение в жутком Бабадуке — и он, и Амелия перестают отличать свои фантазии от реальности.

Дженнифер Кент написала сценарий и сняла картину о том, как детские кошмары могут влиять на реальность. После показа фильма в 2014 году на популярном фан-сайте HorrorMovies.ca появился восторженный отзыв: “Это фильм, который смешивает энергичный рассказ с самоотверженным мастерством … Это продуманный, выдержанный и, без сомнения, один из лучших фильмов ужасов в этом году”.

banner