Сегодня комиксы популярны как никогда — на их основе снимают фильмы с миллионными бюджетами, их продают огромными тиражами в сетевых магазинах (в 2018 году было продано три миллиона копий омнибуса “Дэдпул и Кейбл”). При этом у новичков в этой сфере часто встречается ошибочное представление о комиксах. Они думают, что комиксы — “это бесконечная супергероика, в которую невозможно вникнуть, если ты не в теме”.

Все проще: чтобы получать от комиксов удовольствие, совершенно необязательно следить за сложными вселенными Marvel или DC и знать наизусть всех персонажей и все кроссоверы за последние тридцать лет.

Более того, не обязательно вообще соприкасаться с супергероями — комиксы предлагают читателю настолько большое разнообразие тем и жанров, что иногда аж дух захватывает. И сейчас я — Игорь Кислицын, автор блога “Дитрих” и читатель комиксов со стажем девять лет, подробно расскажу, как начать читать комиксы, если вы никогда их не читали.

Для простоты я выделил три популярных “мифа” о комиксах, каждый из которых и разберем.

Непонятно, с чего начинать

Смоделируем ситуацию: вы посмотрели новый фильм про Человека-паука, захотели узнать, как оно в первоисточнике и почитать несколько комиксов. Вы заходите на сайт любого сетевого магазина или приходите в странное место под названием “комикс-шоп”, ищете что-нибудь про Человека-паука… и впадаете в ступор. Куча книг, связь между которыми вы не в состоянии уловить: одиночные истории в журналах, книги с пометками “2-й том” или “3-й том”, при этом “1-й том” никак не найти глазами. Паук везде нарисован по-разному, художники и авторы разные, и вообще все слишком запутанно.

Комиксы про Человека-паука
Только малая часть комиксов о Человеке-пауке

Пытаетесь разобраться, но это непросто: вы видите несколько серий, что идут прямо сейчас, десятки одиночных выпусков, какие-то сборники, всюду непонятные слова: тимапы, лимитки, ваншоты, кроссоверы… Что делать — решительно непонятно. Первая мысль, что обычно приходит в такие моменты: “Ну просто начну читать с самого начала и разберусь…”.

Так вот — нет, так делать не стоит, по крайней мере с самого начала. Почему? Приведу свой печальный опыт. Я большой поклонник Бэтмена, в 2011 году попытался прочесть все, что вышло о Темном Рыцаре с 1940 года. Остановился я где-то восемь выпусков спустя. Остановился из-за того, что комиксы были довольно странными. Писали их совершенно по-другому, нежели сейчас. Также они не давали мне того, что я хотел — все-таки Бэтмен изменился за прошедшие десятилетия почти до неузнаваемости. Мой пример не исчерпывающий, но все равно не лучший путь. Тогда что делать?

Лицензионный мерч MARVEL

Во-первых, можно обратиться к интернету и тематическим сообществам. Простой запрос “Лучшие сюжеты про Человека-паука”, скорее всего, сразу решит все ваши проблемы: за десятилетия существования супергероев в сообществе сформировался определенный список “самых-самых” сюжетов. Более того, с большой долей вероятности все в тех же сообществах и подборках комиксов их автор любезно укажет, насколько легко будет читать тот или иной комикс новичку или даст какую-то историческую справку, чтобы разобраться в  более сложном сюжете.

Совершенно необязательно быть знакомым с комиксами о Капитане Америка 1942 года, чтобы получить море удовольствия от того же “Зимнего солдата” Брубейкера. Сам убедился, что это хорошая идея: с Кэпом я начал знакомиться именно через этот комикс. Конечно же, знакомство с полной историей персонажа, всеми его перипетиями, взлетами и падениями пойдет лишь на пользу — многие вещи станут еще понятнее, а другие заиграют совсем новыми красками — но к этому лучше прийти после того, как за плечами скопился определенный багаж из “лучших комиксов”.

Зимний солдат
Обложки третьего и пятого номеров «Зимнего Солдата»

Во-вторых, издатели тоже не дураки и регулярно делают “мягкие” и не очень перезапуски, сбрасывая нумерации серий, чтобы привлечь новичков и не отпугивать их трехзначными числами. Главное быть готовым к тому, что в комиксах обычно все иначе, чем на больших экранах, — несоизмеримо большее количество персонажей и сюжетов.

Отличном бонусом для вас станет знание английского языка. С ним вы сможете обратиться к оригинальным комиксам. Конечно, на русском языке сегодня издано очень многое, но большая часть до сих пор не переведена. К тому же с переводными изданиями, ситуация примерно та же, что и с дублированными фильмами — определенная доля очарования оригинального языка и авторского стиля при переводе неизбежно теряется.

С чего начать знакомство с комиксами?

  1. Подборка лучших сюжетов о персонаже. Необязательно искать самое начало истории героя, начните с подборки лучших сюжетов о нем.
  2. Перезапуски оригинальных сюжетов. С их помощью вы откроете для себя новых интересных героев.

Пожалуй, каждый знает таких персонажей, как Супермен или Капитан Америка. Но в комиксах есть десятки и сотни персонажей поменьше, которые оказываются не менее интересными и глубокими. Например, истории о Лунном Рыцаре, Энималмене, Вопросе или Призрачном Гонщике зачастую сильно отличаются от типичных историй о супергероях, поскольку они и сами необычные герои. А знакомые по фильмам персонажи вроде Хоукая и Вижна предстают в совершенно ином свете, что подводит нас ко второму мифу.

Лунный рыцарь
Лунный рыцарь

Комиксы — это только про супергероев

Так вот, это не так. Конечно, супергерои очень долгое время доминировали на рынке комиксов (почему так было — разговор отдельный), но где-то с 80-х годов количество жанров и тем в комиксах начало увеличиваться чуть ли не в геометрической прогрессии.

Сегодня можно найти комикс практически на любой вкус: от научной фантастики («Сага», «Деревья») до магического фэнтези («Elfquest», «Мышиная гвардия»), от бытовых сюжетов («Одеяла», «Местная») до нуарных криминальных драм («100 пуль»). Они будут отличаться от «классических» историй про супергероев, насколько это вообще возможно.

И в самой супергероике истории борьбы добра со злом все больше уступают место личным историям героев. Упомянутый выше Лунный Рыцарь страдает расстройством психики и отчаянно цепляется за остатки разума, Хоукай пытается наладить свою жизнь, будучи «всего лишь парнем с луком и стрелами», Вижн вместо со своей новой семьей хочет просто мирно жить в пригороде Вашингтона, а Роковой Патруль сталкивается с такими врагами и угрозами, каких не видел вообще никто. Как вам, например, животно-растительно-минеральный человек?

Вижн. Быть человеком
Вижн. Быть человеком

Есть комиксы, а есть графические романы

Некоторые думают, что комиксы — развлечение для детей и инфантилов, а вот графические романы — это серьезно, интеллектуально и для взрослых состоятельных людей. Хотя фактически это одно и то же. Последний термин — сугубо маркетинговый, и многие авторы и издатели не приемлют его: как будто бы называя комикс «графическим романом», ты стесняешься, что это все-таки комикс.

«Комиксы» и «графические романы» — это фактически одно и то же. Это способ рассказывания истории с акцентом на визуальность.

Единственное заметное различие в этих терминах в том, что «комикс» — это периодическое издание, которое выходит раз в месяц/два месяца/две недели, а «графический роман» — комиксы, что выходили в формате большой книги и представляли собой законченную историю, например, «Маус» или «Хранители». Но если мы возьмем комикс в 50 выпусков, которые выходили 50 месяцев, и соберем их в одну или несколько книг, он тоже станет «графическим романом».

Маус
Единственный комикс, получивший Пулицеровскую премию
Приписка «графический роман» совсем не гарантирует «серьезную и умную» историю, а «комикс» — это не обязательно набор картинок для глупых подростков. Существуют комиксы, в которых нет вообще слов, как в «Прибытии» Шона Тена: удивительно красивая и грустная история об одиночестве и эмиграции, где безмолвность погружает в атмосферу оторванности героя от своих близких и языка.

Все это — комиксы, и пытаться отделить одно от другого, на мой взгляд, неуместно. И пока будет проводиться «грань» между «комиксами» и «графическими романами», первые в массовом сознании будут восприниматься как ерунда. Просто читайте «комиксы» и не умножайте эту путаницу. Однако о чем не стоит забывать, так это о различиях комиксных традиций в разных странах.

Разновидности рисованных историй

Все комиксы делятся на три больших группы:

  • американский журнальный формат (условные комиксы о Железном Человеке;
  • японская манга;
  • европейское Bande Dessinée или BD.

Каждая развивалась независимо от остальных, поэтому у каждой есть свои особенности.

Американский журнальный формат  вырос из газетных стрипов — коротких комиксов, которые печатали в колонках ежедневных и воскресных газет. Этот формат развивался во время Второй мировой войны, когда была популярна научная фантастика и патриотическая пропаганда. Всё это и создало интерес к супергероям.

Bandes dessinées (по-французски “нарисованные полосы”) изначально так называли франко-бельгийские комиксы. На их развитие также повлияла Вторая мировая война: во время оккупации Франции и Бельгии нацистами американские комиксы перестали ввозиться, так начали развиваться местные художники. Сейчас они выходят в альбомах с твердым переплетом объемом 40–60 страниц. Выбор тем разнообразен: от исторического реалистического романа «Орлы Рима» до сложной мозголомной научной фантастики «Метабароны».

Bandes dessinées
Bandes dessinées или BD

На мангу повлияли американские комиксы и мультипликации, и опять же Вторая мировая. Но при этом она глубокие корни в японском традиционном изобразительном искусстве. Сюжетно и стилистически она сильно отличается как от американских, так и европейских комиксов. Манга выходит в мягком переплете небольшими томиками. В ней рисунок зачастую превалирует над текстом и существуют особые графические элементы, характерные только для нее: форма глаз, определяющая характер, знаменитые «капли» и так далее.

Манга
Манга «Баскетбол Куроко»

Подведем итог

  1. Чтобы начать читать комиксы о супергероях, необязательно разбираться во всех сериях и хитросплетениях сюжета. Начинать можно с популярных историй о любимом герое и постепенно наращивать читательский опыт.
  2. Комиксы — это не только истории о борьбе героев в трико и плащах против коварных злодеев, мечтающих поработить мир. Каждый может найти себе по вкусу свою историю среди рисованных рассказов.
  3. Комиксы и графические романы — это одно и то же.
  4. Помимо американских комиксов существует еще две больших традиции: японская и европейская.

Комиксы, чтобы начать

Список комиксов, которые послужат начальными точками входа в этот увлекательный мир:

  1. Дедпул и Кейбл. Авторы: Дэн Слотт, Фабиан Нициеза.
  2. Зимний Солдат. Авторы: Эд Брубейкер, Стив Эптинг.
  3. Лунный Рыцарь. Из мертвых. Автор: Уоррен Эллис.
  4. Хоукай. Автор: Мэтт Фрэкшн.
  5. Вижн. Чуть хуже человека. Автор: Том Кинг.
  6. Сага. Автор: Брайан К. Вон.
  7. Деревья. Автор: Уоррен Эллис.
  8. Elfquest. Авторы: Венди и Ричард Пини.
  9. Мышиная гвардия. Автор: Дэвид Питерсен.
  10. Одеяла. Автор: Крейг Томпсон.
  11. Местная. Автор: Брайан Вуд.
  12. 100 пуль. Автор: Брайан Азарелло.
  13. Роковой патруль. Автор: Грант Моррисон.
  14. Маус. Автор: Арт Шпигельман.
  15. Хранители. Автор: Алан Мур.
  16. Орлы Рима. Автор: Энрико Марини.
  17. Метабароны. Автор: Алехандро Ходоровски.

Автор: Игорь Кислицын

Создатель паблика о комиксах «Дитрих»