Как начать разбираться в комиксах
Сегодня комиксы популярны как никогда — на их основе снимают фильмы с миллионными бюджетами, их продают огромными тиражами в сетевых магазинах (в 2018 году было продано три миллиона копий омнибуса “Дэдпул и Кейбл”). При этом у новичков в этой сфере часто встречается ошибочное представление о комиксах. Они думают, что комиксы — “это бесконечная супергероика, в которую невозможно вникнуть, если ты не в теме”.
Более того, не обязательно вообще соприкасаться с супергероями — комиксы предлагают читателю настолько большое разнообразие тем и жанров, что иногда аж дух захватывает. И сейчас я — Игорь Кислицын, автор блога “Дитрих” и читатель комиксов со стажем девять лет, подробно расскажу, как начать читать комиксы, если вы никогда их не читали.
Для простоты я выделил три популярных “мифа” о комиксах, каждый из которых и разберем.
Непонятно, с чего начинать
Смоделируем ситуацию: вы посмотрели новый фильм про Человека-паука, захотели узнать, как оно в первоисточнике и почитать несколько комиксов. Вы заходите на сайт любого сетевого магазина или приходите в странное место под названием “комикс-шоп”, ищете что-нибудь про Человека-паука… и впадаете в ступор. Куча книг, связь между которыми вы не в состоянии уловить: одиночные истории в журналах, книги с пометками “2-й том” или “3-й том”, при этом “1-й том” никак не найти глазами. Паук везде нарисован по-разному, художники и авторы разные, и вообще все слишком запутанно.
Пытаетесь разобраться, но это непросто: вы видите несколько серий, что идут прямо сейчас, десятки одиночных выпусков, какие-то сборники, всюду непонятные слова: тимапы, лимитки, ваншоты, кроссоверы… Что делать — решительно непонятно. Первая мысль, что обычно приходит в такие моменты: “Ну просто начну читать с самого начала и разберусь…”.
Так вот — нет, так делать не стоит, по крайней мере с самого начала. Почему? Приведу свой печальный опыт. Я большой поклонник Бэтмена, в 2011 году попытался прочесть все, что вышло о Темном Рыцаре с 1940 года. Остановился я где-то восемь выпусков спустя. Остановился из-за того, что комиксы были довольно странными. Писали их совершенно по-другому, нежели сейчас. Также они не давали мне того, что я хотел — все-таки Бэтмен изменился за прошедшие десятилетия почти до неузнаваемости. Мой пример не исчерпывающий, но все равно не лучший путь. Тогда что делать?
Во-первых, можно обратиться к интернету и тематическим сообществам. Простой запрос “Лучшие сюжеты про Человека-паука”, скорее всего, сразу решит все ваши проблемы: за десятилетия существования супергероев в сообществе сформировался определенный список “самых-самых” сюжетов. Более того, с большой долей вероятности все в тех же сообществах и подборках комиксов их автор любезно укажет, насколько легко будет читать тот или иной комикс новичку или даст какую-то историческую справку, чтобы разобраться в более сложном сюжете.
Совершенно необязательно быть знакомым с комиксами о Капитане Америка 1942 года, чтобы получить море удовольствия от того же “Зимнего солдата” Брубейкера. Сам убедился, что это хорошая идея: с Кэпом я начал знакомиться именно через этот комикс. Конечно же, знакомство с полной историей персонажа, всеми его перипетиями, взлетами и падениями пойдет лишь на пользу — многие вещи станут еще понятнее, а другие заиграют совсем новыми красками — но к этому лучше прийти после того, как за плечами скопился определенный багаж из “лучших комиксов”.
Во-вторых, издатели тоже не дураки и регулярно делают “мягкие” и не очень перезапуски, сбрасывая нумерации серий, чтобы привлечь новичков и не отпугивать их трехзначными числами. Главное быть готовым к тому, что в комиксах обычно все иначе, чем на больших экранах, — несоизмеримо большее количество персонажей и сюжетов.
Отличном бонусом для вас станет знание английского языка. С ним вы сможете обратиться к оригинальным комиксам. Конечно, на русском языке сегодня издано очень многое, но большая часть до сих пор не переведена. К тому же с переводными изданиями, ситуация примерно та же, что и с дублированными фильмами — определенная доля очарования оригинального языка и авторского стиля при переводе неизбежно теряется.
- Подборка лучших сюжетов о персонаже. Необязательно искать самое начало истории героя, начните с подборки лучших сюжетов о нем.
- Перезапуски оригинальных сюжетов. С их помощью вы откроете для себя новых интересных героев.
Пожалуй, каждый знает таких персонажей, как Супермен или Капитан Америка. Но в комиксах есть десятки и сотни персонажей поменьше, которые оказываются не менее интересными и глубокими. Например, истории о Лунном Рыцаре, Энималмене, Вопросе или Призрачном Гонщике зачастую сильно отличаются от типичных историй о супергероях, поскольку они и сами необычные герои. А знакомые по фильмам персонажи вроде Хоукая и Вижна предстают в совершенно ином свете, что подводит нас ко второму мифу.
Комиксы — это только про супергероев
Так вот, это не так. Конечно, супергерои очень долгое время доминировали на рынке комиксов (почему так было — разговор отдельный), но где-то с 80-х годов количество жанров и тем в комиксах начало увеличиваться чуть ли не в геометрической прогрессии.
И в самой супергероике истории борьбы добра со злом все больше уступают место личным историям героев. Упомянутый выше Лунный Рыцарь страдает расстройством психики и отчаянно цепляется за остатки разума, Хоукай пытается наладить свою жизнь, будучи «всего лишь парнем с луком и стрелами», Вижн вместо со своей новой семьей хочет просто мирно жить в пригороде Вашингтона, а Роковой Патруль сталкивается с такими врагами и угрозами, каких не видел вообще никто. Как вам, например, животно-растительно-минеральный человек?
Есть комиксы, а есть графические романы
Некоторые думают, что комиксы — развлечение для детей и инфантилов, а вот графические романы — это серьезно, интеллектуально и для взрослых состоятельных людей. Хотя фактически это одно и то же. Последний термин — сугубо маркетинговый, и многие авторы и издатели не приемлют его: как будто бы называя комикс «графическим романом», ты стесняешься, что это все-таки комикс.
Единственное заметное различие в этих терминах в том, что «комикс» — это периодическое издание, которое выходит раз в месяц/два месяца/две недели, а «графический роман» — комиксы, что выходили в формате большой книги и представляли собой законченную историю, например, «Маус» или «Хранители». Но если мы возьмем комикс в 50 выпусков, которые выходили 50 месяцев, и соберем их в одну или несколько книг, он тоже станет «графическим романом».
Все это — комиксы, и пытаться отделить одно от другого, на мой взгляд, неуместно. И пока будет проводиться «грань» между «комиксами» и «графическими романами», первые в массовом сознании будут восприниматься как ерунда. Просто читайте «комиксы» и не умножайте эту путаницу. Однако о чем не стоит забывать, так это о различиях комиксных традиций в разных странах.
Разновидности рисованных историй
Все комиксы делятся на три больших группы:
- американский журнальный формат (условные комиксы о Железном Человеке;
- японская манга;
- европейское Bande Dessinée или BD.
Каждая развивалась независимо от остальных, поэтому у каждой есть свои особенности.
Американский журнальный формат вырос из газетных стрипов — коротких комиксов, которые печатали в колонках ежедневных и воскресных газет. Этот формат развивался во время Второй мировой войны, когда была популярна научная фантастика и патриотическая пропаганда. Всё это и создало интерес к супергероям.
Bandes dessinées (по-французски “нарисованные полосы”) изначально так называли франко-бельгийские комиксы. На их развитие также повлияла Вторая мировая война: во время оккупации Франции и Бельгии нацистами американские комиксы перестали ввозиться, так начали развиваться местные художники. Сейчас они выходят в альбомах с твердым переплетом объемом 40–60 страниц. Выбор тем разнообразен: от исторического реалистического романа «Орлы Рима» до сложной мозголомной научной фантастики «Метабароны».
На мангу повлияли американские комиксы и мультипликации, и опять же Вторая мировая. Но при этом она глубокие корни в японском традиционном изобразительном искусстве. Сюжетно и стилистически она сильно отличается как от американских, так и европейских комиксов. Манга выходит в мягком переплете небольшими томиками. В ней рисунок зачастую превалирует над текстом и существуют особые графические элементы, характерные только для нее: форма глаз, определяющая характер, знаменитые «капли» и так далее.
Подведем итог
- Чтобы начать читать комиксы о супергероях, необязательно разбираться во всех сериях и хитросплетениях сюжета. Начинать можно с популярных историй о любимом герое и постепенно наращивать читательский опыт.
- Комиксы — это не только истории о борьбе героев в трико и плащах против коварных злодеев, мечтающих поработить мир. Каждый может найти себе по вкусу свою историю среди рисованных рассказов.
- Комиксы и графические романы — это одно и то же.
- Помимо американских комиксов существует еще две больших традиции: японская и европейская.
Комиксы, чтобы начать
Список комиксов, которые послужат начальными точками входа в этот увлекательный мир:
- Дедпул и Кейбл. Авторы: Дэн Слотт, Фабиан Нициеза.
- Зимний Солдат. Авторы: Эд Брубейкер, Стив Эптинг.
- Лунный Рыцарь. Из мертвых. Автор: Уоррен Эллис.
- Хоукай. Автор: Мэтт Фрэкшн.
- Вижн. Чуть хуже человека. Автор: Том Кинг.
- Сага. Автор: Брайан К. Вон.
- Деревья. Автор: Уоррен Эллис.
- Elfquest. Авторы: Венди и Ричард Пини.
- Мышиная гвардия. Автор: Дэвид Питерсен.
- Одеяла. Автор: Крейг Томпсон.
- Местная. Автор: Брайан Вуд.
- 100 пуль. Автор: Брайан Азарелло.
- Роковой патруль. Автор: Грант Моррисон.
- Маус. Автор: Арт Шпигельман.
- Хранители. Автор: Алан Мур.
- Орлы Рима. Автор: Энрико Марини.
- Метабароны. Автор: Алехандро Ходоровски.
Автор: Игорь Кислицын
Создатель паблика о комиксах «Дитрих»