Как начать разбираться в кино: списки фильмов, сайты и лекции, которые вам помогут
Сегодня кино — одно из главных медиаразвлечений. О фильмах и актерах ведутся ожесточенные споры на форумах и в социальных сетях, по статистике только в Голливуде выходит около 600 фильмов в год. Возникает проблема: как начать разбираться в кино, чтобы уметь отличать достойные фильмы от неудачных, понимать отсылки, подмечать визуальные детали, видеть глубже сюжета и узнавать почерк хороших режиссеров.
Кино стоит просмотра, ведь это произведения с уникальными историями и интерпретациями, неиссякаемый источник познания быта и культуры разных стран и народов, невероятный коктейль из фотографии, литературы, живописи, музыки, театра и цирка. Киноленты развивают мозг и творческие способности.
Какие фильмы посмотреть, чтобы начать разбираться в кино
Вряд ли кто-либо в мире сможет пересмотреть все существующие фильмы. Оно и ни к чему, ведь далеко не все они заслуживают внимания. Разбираться в кино — про другое, про умение смотреть, ориентироваться в разных жанрах и режиссерах, разбираться в штампах и приемах, воспринимать классические и авторские фильмы, быть готовым к сюрпризам. Это нелегкий труд, но его можно облегчить с помощью различных подборок:
- универсальных топов и списков;
- фильмографий известных режиссеров;
- важных фильмов в хронологическом порядке;
- шедевров современного кинематографа;
- лучших образцов жанрового кино;
- списков рекомендаций, состоящих из русских фильмов;
- списков зарубежных кинолент;
- лекций и каналов по истории кино.
Их созданием занимаются кинокритики и киноведы, которые регулярно смотрят сотни новых и старых кинолент с целью определить их эстетическую и культурную значимость. Эти списки могут публиковаться лично экспертами или вместе с культурными изданиями и организациями. Они претендуют на максимальную объективность. Порой достаточно внимательно посмотреть и разобрать лишь несколько лент из таких списков, чтобы существенно вырасти в понимании киноискусства.
Универсальные топы и списки
Чтобы не запутаться в большом количестве списков лучших фильмов, мы выбрали для вас несколько подборок, которые не стоит пропускать:
- Лучшие фильмы всех времен по версии Sight & Sound. Этот британский журнал считается самым авторитетным источником. Раз в десятилетие он публикует список лучших картин в истории, основанный на опросах ведущих киноведов и критиков со всего мира.
- 100 лучших фильмов XX века по версии Village Voice. Это американский аналог предыдущего списка, влиятельный культурный еженедельник. Для составления топа он опросил ведущих киноведов в 2000 году.
- Лучшие фильмы по версии сайта They Shoot Pictures, Don’t They. В 2006 году киноман Билл Георгарис составил микс из всех топов из открытого доступа. Многие фильмы повторяются.
Наш топ-50, основанный на этих источниках:
- «Гражданин Кейн» (1941).
- «Головокружение» (1958).
- «Токийская повесть» (1953).
- «Правила игры» (1939).
- «2001 год: Космическая одиссея» (1968).
- «Крестный отец» (1972).
- «8 с половиной» (1963).
- «Восход солнца» (1927).
- «Искатели» (1956).
- «Семь самураев» (1954).
- «Страсти Жанны Д`арк» (1928).
- «Аталанта» (1934).
- «Апокалипсис сегодня» (1979).
- «Броненосец «Потемкин»» (1925).
- «Наудачу, Бальтазар» (1966).
- «Поющие под дождем» (1952).
- «На последнем дыхании» (1960).
- «Расемон» (1950).
- «Похитители велосипедов» (1948).
- «Поздняя весна» (1949).
- «Песнь дороги» (1955).
- «Таксист» (1976).
- «Персона» (1966).
- «Рождение нации» (1915).
- «Крестный отец 2» (1974).
- «Зеркало» (1974).
- «Волшебник страны Оз» (1939).
- «Психо» (1960).
- «Слово» (1955).
- «Приключение» (1960).
- «Бешеный бык» (1980).
- «Презрение» (1963).
- «Эта замечательная жизнь» (1947).
- «Любовное настроение» (2000).
- «Нетерпимость» (1916).
- «Андрей Рублев» (1966).
- «Китайский квартал» (1974).
- «Четыреста ударов» (1959).
- «Малхолланд Драйв» (2001).
- «М убийца» (1931).
- «Огни большого города» (1931).
- «Сталкер» (1979).
- «Мадам де…» (1953).
- «Печать зла» (1958).
- «Шоа» (1985).
- «Великолепие Амберсонов» (1942).
- «Сладкая жизнь» (1960).
- «Сломанные побеги» (1919).
- «В джазе только девушки» (1959).
- «Алчность» (1924).
Не менее интересны и полезны списки, которые публикуются на сайтах для выставления оценок кинолентам. Классические киноресурсы — IMDb или «Кинопоиск». Для тех, кто более современен, подойдут Letterboxd и MUBI. Стоит и самому создать профиль на одном из этих сайтов, чтобы отмечать увиденное, искать интересные фильмы и узнавать много информации о кино.
Топ-50 фильмов из списков IMDb и «Кинопоиск» (мы убрали фильмы, которые были в предыдущем списке):
- «Побег из Шоушенка» (1994).
- «Зеленая миля» (1999).
- «Темный рыцарь» (2008).
- «Форрест Гамп» (1994).
- «12 разгневанных мужчин» (1957).
- «Список Шиндлера» (1993).
- «Властелин колец: Возвращение короля» (2003).
- «1+1» (2011).
- «Криминальное чтиво» (1994).
- «Начало» (2010).
- «Леон» (1994).
- «Хороший, плохой, злой» (1966).
- «Король Лев» (1994).
- «Властелин колец: Братство кольца» (2001).
- «Бойцовский клуб» (1999).
- «Звездные войны. Эпизод 5: Империя наносит ответный удар» (1980).
- «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
- «Властелин колец: Две крепости» (2002).
- «Жизнь прекрасна» (1997).
- «Матрица» (1999).
- «Достучаться до небес» (1997).
- «Славные парни» (1990).
- «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965).
- «Пролетая над гнездом кукушки» (1975).
- «Семь» (1995).
- «Престиж» (2006).
- «Город Бога» (2002).
- «Игры разума» (2001).
- «Молчание ягнят» (1991).
- «Интерстеллар» (2014).
- «Звездные войны» (1977).
- «Гладиатор» (2000).
- «Спасти рядового Райана» (1998).
- «Назад в будущее» (1985).
- «Унесенные призраками» (2001).
- «Карты, деньги, два ствола» (1998).
- «Паразиты» (2019).
- «Бриллиантовая рука» (1968).
- «Подозрительные лица» (1995).
- «Отступники» (2006).
- «Харакири» (1962).
- «Поймай меня, если сможешь» (2002).
- «Пианист» (2002).
- «В бой идут одни «старики»» (1973).
- «Терминатор-2: Судный день» (1991).
- «Одержимость» (2014).
- «Американская история Икс» (1998).
- «Однажды на Диком Западе» (1968).
- «Новые времена» (1936).
- «Могила светлячков» (1988).
Фильмографии известных режиссеров
Конечно, не существует механизма выявления лучших постановщиков. Какие-то издания руководствуются только собственным вкусом, другие полагаются на оценки кинокритиков. Мы выбрали лучшие имена, которые можно увидеть во многих списках.
Среди классиков выделяются: Робер Брессон, Жан-Люк Годар, Говард Хоукс, Майкл Пауэлл, Луис Бунуэль, Альфред Хичкок, Орсон Уэллс, Стэнли Кубрик и Федерико Феллини.
Среди советских постановщиков знамениты: Сергей Эйзенштейн, Андрей Тарковский, Алексей Герман — старший, Михаил Калатозов и Сергей Параджанов.
В числе лучших режиссеров современности: Кристофер Нолан, Лав Диас, Джеймс Кэмерон, Гаспар Ноэ, Уэс Андерсон, Йоргос Лантимос, Клинт Иствуд, Стивен Содерберг, Алехандро Гонсалес Иньярриту и Илья Хржановский.
В топе российских режиссеров: Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Сергей Бодров — старший, Тимур Бекмамбетов, Андрей Кравчук, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Антон Мегердичев, Леван Габриадзе и Марюс Вайсберг.
Важные фильмы в хронологическом порядке
Если вас интересует способ изучения кинематографа в хронологическом порядке, пролистайте любые списки, которые можно ранжировать по году выпуска киноленты. Один из сайтов с такой функцией They Shoot Pictures, Don’t They. Еще один хороший вариант — списки рекомендованных фильмов для студентов киношкол и абитуриентов разных стран.
Шедевры современного кинематографа
Новые фамилии и даже направления появляются постоянно. Заметить их помогут те же списки.
Стоит заглянуть, например, на сайт CriticsTop10. Там ежегодно появляется Топ-50 лент, по версии авторов тематических сайтов и критиков популярных изданий. Для этой подборки учитывают все списки, опубликованные онлайн за последний год.
На They Shoot Pictures, Don’t They можно увидеть список лучших фильмов XXI века. Сейчас лидируют «Любовное настроение», «Малхолланд Драйв» и «Один и два».
Кроме того, большинство уважающих себя изданий и кинокритики накануне Нового года подводят собственные итоги, из которых можно узнать, что стоит посмотреть.
Лучшие образцы жанрового кино
Не всем интересно авторское кино, и если вы любите жанровые и зрительские фильмы, для вас тоже найдутся полезные списки. Есть многочисленные популярные издания наподобие Empire, Entertainment Weekly, Slant, Total Film, Time Out, The Hollywood Reporter и другие. Можно найти топы по многим жанрам: комедии, хорроры, экшены, романтические фильмы, боевики, мюзиклы, анимационные фильмы, фантастические ленты, мультфильмы, фантастика. И опять-таки всегда можно зайти на сайт IMDb или «Кинопоиск» и посмотреть там пользовательские подборки. Там каждый может найти что-то, что соответствует его предпочтениям.
Что посмотреть, чтоб разбираться в русском кино
Самый авторитетный список, который поспособствует знакомству с российским кинематографом, — 20 лучших фильмов по версии Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Топ-20 лент:
- «Летят журавли» (1957).
- «Чапаев» (1934).
- «Иван Грозный» (1944).
- «Окраина» (1933).
- «Броненосец «Потемкин»» (1925).
- «Третья Мещанская» (1927).
- «Счастье» (1934).
- «Весна на Заречной улице» (1956).
- «По закону» (1926).
- «Машенька» (1942).
- «Строгий юноша» (1935).
- «Шинель» (1926).
- «Стачка» (1924).
- «Мечта» (1941).
- «Отец Сергий» (1918).
- «Дом на Трубной» (1928).
- «Сорок первый» (1956).
- «Потомок Чингисхана» (1928).
- «Золушка» (1947).
- «Путевка в жизнь» (1931).
Что посмотреть, чтоб разбираться в зарубежном кино
Мы также собрали для вас список качественных классических зарубежных фильмов:
- «Путешествие на Луну» (1902).
- «Три эпохи» (1923).
- «Большое ограбление поезда» (1903).
- «Наконец в безопасности!» (1923).
- «Кабирия» (1914).
- «Нанук с Севера» (1922).
- «Нетерпимость» (1916).
- «Кабинет доктора Калигари» (1920).
- «В час ночи» (1916).
- «Последний человек» (1924).
- «На Западном фронте без перемен» (1930).
- «Золотая лихорадка» (1925).
- «Под крышами Парижа» (1929).
- «Паровоз Генерал» (1926).
- «Андалузский пес» (1924).
- «Метрополис» (1927).
- «Лицо со шрамом» (1932).
- «Новые времена» (1936).
- «Набережная туманов» (1938).
- «Три поросенка» (1933).
А вот топовые новинки (фильмы 2020 года):
- «Зов предков».
- «Легенды «Смертельной битвы»: Месть Скорпиона».
- «Банкир».
- «Мисс Американа».
- «Хорошего трипа: приключения под психоделиками».
- «Варда глазами Аньес».
- «История Beastie Boys».
- «Король Стейтен-Айленда».
.
Лекции и каналы по истории кино
В сети много ресурсов по истории кино, например журналы «Искусство кино» и «Сеанс», сайты Cineticle, Kinovoid, «Синематека», Cineticle.
Курсы, лекции и выставки, которые также вам пригодятся:
- Курс про документальное кино, Arzamas.
- Введение в сценарное мастерство, курс Университета Восточной Англии.
- История «Мосфильма», онлайн-выставка Google Arts & Culture.
- Курс TED про силу кино.
- Введение в cinema studies, «ПостНаука».
- Курс про Алексея Балабанова, «Сеанс».
- История кино в 10 фильмах, «Синхронизация».
- Мастер-класс Дэвида Линча, Masterclass.
- История Голливуда, Пенсильванский университет.
- Из чего состоят скандинавские фильмы и сериалы, Университет Копенгагена.
По словам кинокритика Антона Долина, всего полвека назад киноманы могли посмотреть все существующие фильмы. Сегодня же мы едва успеваем ознакомиться с новинками месяца. Вот почему важно разбираться в кино и уметь выбирать ленты для просмотра. Только так можно не утонуть в море информации и смотреть качественное кино.
Кино — тайна с множеством отсылок и метафор. И это, безусловно, огромное удовольствие — познавать новое, распутывать клубок, созданный режиссерами и их коллегами. Хорошие фильмы переполнены визуальными метафорами и многочисленными цитатами. Находить их словно добывать драгоценный камень. Впрочем, есть и простые жанровые фильмы, которые открывают новые приемы киноповествования. И если вы хотите понять их, выбирайте, что вам интересно, и приступайте к просмотру. Приятного путешествия!
Кинокритики зарабатывают деньги своими отзывами. Для простого зрителя фильмы делятся на интересные, не очень. Я не уверен, что удовольствие от просмотра может увеличиться от того, что человек «разбирается в кино», смотрит фильмы глазами кинокритика. Но при желании попробовать учиться, конечно, можно. Это даст шанс получать удовольствие с интересом смотреть даже авторское кино.
Точно не надо смотреть современные фильмы. Сейчас принцип — «чем больше сняли, тем больше заработали». Раньше в фильмах присутствовала душевность, а сейчас все направлено только на спецэффекты.
Для начала достаточно посмотреть фильмы из рейтинга IMDb или «Кинопоиск». Это позволит сформировать какой-то свой вкус. Еще кстати советую очень смотреть ленты разных стран, порой вообще неизвестные. Просто берете иранский кинематограф и ищите ленты. Там порой такие шедевры попадаются. До сих пор помню фильм про мальчика, который мечтал бегать, но у него обуви не было. История простая, но цепляет будь здоров. Очень нравится шведский кинематограф, некоторые армянские ленты. Они всегда не известны на большом экране, но от этого не менее прекрасны.
Лично я стала хорошо разбираться в кино благодаря своему увлечению-чтению биографий знаменитых людей, в том числе и актеров-режиссеров-сценаристов-операторов-продюсеров. Сначала читаешь всякие факты, потом смотришь список их киноработ-так и узнаешь много нового и интересного не только о людях, но и о собственно фильмах, над которыми они работали.
Статья очень познавательная и хорошо написанная, однако, на мой взгляд, немного неполная и оптимистичная. Конечно, необязательно заканчивать киношкол, чтобы понимать и разбираться в кино, но следует понимать, что одного просмотра фильмов недостаточно. Мне кажется необходимым развиваться в целом в направлении искусств, чтобы видеть полную картину происходящего. Также, как по мне, список рекомендаций неполный. Стоило бы добавить как минимум Дэвида Линча или того же Иньярриту.
Довольна объёмная статься, но не думаю, что человеку необходимо прям разбираться в кино. Моё мнение, что человек всё равно будет смотреть то, что ему больше всего импонирует, и что близко его так сказать психотипу. Многие люди обожают комедии, как девушки так и парни, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, многим девушкам близка тематика фильмов ужасов или какие-то романтические картины, сериалы про отношения. Наверное, в первую очередь, человеку необходимо задать себе вопрос, а что мне интересно? что я хочу увидеть? какие эмоции я хочу пережить? Ответив на данные вопросы, многим станет понятно, что им интересно и в какой области кинематографа им черпать информацию.
Разбираться в кино важно, считаю, кинокритикам, а простым зрителям достаточно того, что фильм нравится или не нравится. У каждого человека есть свои предпочтения, и потому даже гениальные фильмы маститых режиссёров кого-то приводят в восторг, а кого-то в недоумение. Мой муж, к примеру, при имени Феллини сразу же погружается в депрессивные воспоминания, а посмотрел всего-то » Репетицию оркестра». Но для тех, кто хочет действительно понять в чём красота и талант фильмов, снятых киноклассиками и равняться на лучшие образцы, стоит присмотреться к спискам из статьи: там есть действительно знаменитые имена режиссёров, чьи фильмы смотреть нужно обязательно!
Спасибо! Это не только интересно, но и очень познавательно. Кажется, что все уже пересмотрел, но нет, до более или менее полного багажа киномана еще смотреть и смотреть.
Сейчас взяла время свингующего Лондона и смотрю фильмы этой эпохи. Очень интересно. Иногда кажется, что перед тобой советский фильм той же эпохи. Все-таки культура и искусство во многом интернациональны.
Очень нравятся фильмы Алексея Германа-старшего. Его картина про Лапшина так вообще, пожалуй, мой самый любимый фильм всех времен и народов. А из потрясений «Догвилль»так и не перекрыл ни один из увиденных позже.
Будем изучать. Очень хочется научиться писать грамотные рецензии на фильмы, которые вызвали в тебе какие-то эмоции.
Согласна с предыдущими комментаторами, которые считают, что разбираться в кино обычному человеку не нужно. Средне-статистический гражданин, придя домой после трудного рабочего дня хочет просто посмотреть то, что ему нравится и что ему ближе к душе, при этом не особо разбираясь в жанре. Не думаю, что если я выучусь на кинокритика, то это как то мне поможет в выборе того, что я и так хочу и могу посмотреть без особых знаний в этой области)
Очень люблю фильмы Федерико Феллини, это настоящие шедевры, не обязательно разбираться в кинематографе для того, чтобы понять что это и есть настоящее кино. После них сложно смотреть что-то другое.
Спасибо за нужную и полезную информацию. Сейчас куда не зайди — кино кругом и показывают совсем разные фильмы. Бывает, что начинаешь смотреть фильм, досмотрел до конца и он ничем и не закончился, как оборвался. Бывают фильмы, которые интересны уже по самому анонсу. Из предложенной статьи взяла для себя одни из лучших фильмов, которые нужно просмотреть.