Как мультики влияют на психику ребенка и что можно показывать юным зрителям
Родители, которые выросли на добрых советских мультиках, часто приходят в ужас от современной анимации. Ведь на экране ТВ их дети видят сомнительных персонажей: «квадратных» животных, агрессивных монстров, вульгарных и мужеподобных девиц, безнаказанных хулиганов. Возникает вопрос: как мультики влияют на психику ребенка? Здесь стоит поговорить с психологами. Они дадут полезные советы по выбору мультфильма, времени просмотра и обсуждению сюжета с юным зрителем.
Как и когда появились первые мультфильмы
Мультипликация возникла задолго до изобретения кинематографа. Еще в XIX веке ученые придумали вращающуюся ленту с рисунками на фоне зеркальной подсветки. Первым мультиком в истории стал проект «Комические фазы смешных лиц», вышедший в 1906 году. Во время 3-минутного ролика художник рисует мелом на доске людей, которые оживают. Несмотря на кажущуюся простоту, картина заложила основы современной анимации.


В 1914 году в США вышел первый мультфильм с главным персонажем, который наделен личностными качествами, — «Динозавр Герти». Его создатели использовали технологию анимации по ключевым кадрам, то есть добавляли между основными рисунками промежуточные фазы. «Динозавр Герти» считается предшественником коллекции Disney.
В Советском Союзе мультфильмы производили следующие организации:
- «Союзмультфильм»;
- республиканские киностудии — «Киевская студия научно-популярных фильмов», «Беларусьфильм», «Арменфильм» и другие;
- творческое объединение «Экран».
Большинство полюбившихся людям картин вышли в 1930–1960-е годы. В то время анимация отличалась реализмом фонов и персонажей, а также несла в себе воспитательный аспект. Взять хотя бы «Снежную королеву», «Винни-Пуха», «Гадкого утенка». Несмотря на советскую цензуру, многие мультики актуальны даже сегодня, так как воспитывают в детях общечеловеческие качества: доброту, любовь и сострадание к ближним, вежливость, трудолюбие.
Виды современных мультиков
Сегодня мультипликация поражает разнообразием технических решений, сюжетов, воспитательных программ. Однако для родителей широкий выбор — это одновременно и плюс, и минус. Ведь чем больше мультиков появляется на ТВ и в онлайн-кинотеатрах, тем сложнее заметить в коммерческом мусоре достойную картину.
Диснеевские мультфильмы


Продукты компании Disney отличаются красивой графикой, продуманным и оригинальным сюжетом, воспитательной направленностью. Большинство персонажей обладают ярким, запоминающимся характером и идут к своей цели, преодолевая препятствия. Большой плюс диснеевских мультиков в том, что они показывают личностное развитие главных героев.
Например, автомобиль Молния Макуин из «Тачек» вначале зациклен на карьере, ведет себя эгоистично, пренебрежительно относится к окружающим. Но судьба заносит его в провинциальный городок, где внешние атрибуты успеха не играют никакой роли. Со временем Макуин заводит новых друзей, пересматривает прежнюю систему ценностей, становится более открытым и даже счастливым.
Однако у диснеевских мультиков есть ряд недостатков:
редко подходят маленьким детям, так как имеют глубокий подтекст;
иногда в поощрительной манере преподносят сомнительные черты характера: агрессию, нахальство, эгоизм, мужеподобность у женщин, откровенную сексуальность;
- ориентированы исключительно на западные ценности.
Кроме того, современная 3D-анимация Disney сильно заточена под зарабатывание денег на родителях. Многие мультики переполнены спецэффектами, «сортирным» юмором, сюжетными клише. Такие картины бездушны и точно не способствуют нравственному развитию детей.
Американские мультсериалы


Именно такие мультики чаще всего вызывают праведный гнев у родителей. Ну чему может научить ребенка умственно отсталый Патрик из «Спанч Боба», который целыми сутками лежит под камнем и смотрит телек? Или популярный сериал «Гравити Фолз», где вовсе отсутствуют положительные персонажи, а грань между добром и злом размыта? Или Гомер Симпсон, олицетворяющий человеческие пороки: лень, глупость и неспособность контролировать эмоции?
К сожалению, 80% американских мультиков несут в себе исключительно развлекательную функцию. Они отличаются переизбытком ярких цветов и эмоциональным накалом. А сюжет развивается так быстро, что ребенок не успевает осмысливать происходящее на экране.
Аниме


Аниме — это японская анимация. Многие легко узнают такие мультики по характерной графике (в частности, большим глазам у молодых персонажей). Аниме часто содержит глубокий философский подтекст и элементы эротики, поэтому рассчитано на возрастную категорию «16+».
Хотя попадаются и исключения, например аниме Хаяо Миядзаки:
- «Мой сосед Тоторо»;
- «Возвращение кота»;
- «Навсикая из Долины Ветров».
Такие мультики красиво прорисованы, демонстрируют реалистичные образы животных и людей, имеют приятное музыкальное сопровождение.
Еще японская анимация для маленьких детей следует моральным принципам. Главные герои часто демонстрируют положительные качества: доброту, верность, честность, ответственность перед обществом и смелость.
Российские мультики и сериалы


Пока российская мультипликация находится в стадии формирования. Одна из положительных тенденций — внедрение обучающих программ в развлекательной форме. А с точки зрения реалистичности персонажей отечественные мультики не выглядят такими отталкивающими, как американские.
Но попадаются и ленты, которые неоднозначно влияют на психику детей. Например, Маша из популярного мультсериала демонстрирует гиперактивность, совершает вредные поступки, а порой откровенно издевается над бедным медведем. Причем такое поведение остается безнаказанным. По мнению многих психологов, мультик «Маша и Медведь» формирует у детей неуважительное отношение к старшим.
Как мультики влияют на детскую психику


Мультфильмы — лишь один из элементов системы воспитания. То есть они действительно оказывают влияние на ребенка, но параллельно с другими факторами: окружением, чтением, играми. Неверно утверждать, что плохие мультики обязательно «сломают» детскую психику. Одну и ту же сцену два ребенка воспринимают по-разному.
Так, многие психологи видят в сериале «Том и Джерри» сцены насилия и жестокости. Сильный (кот) считает себя вправе обижать слабого (мышь). Однако целое поколение детей выросло на этом мультике психически здоровыми личностями. Некоторых людей «Том и Джерри» научил полезным вещам. Например, тому, что ум побеждает грубую силу, а плохие поступки нередко оборачиваются против самого обидчика.
Положительные последствия
Добрые и развивающие мультики нужно показывать ребенку. Почему они положительно влияют на детей:
Расширяют кругозор
Во время просмотра ребенок знакомится с новыми растениями, животными, предметами техники, городами и странами. Особенно полезны в этом плане развивающие мультики вроде «Бубы» и «Фиксиков». Кроме того, ребенок пополняет словарный запас.
Воспитывают положительные черты характера
Маленький ребенок обычно подражает любимым персонажам. Он старается перенимать их качества: доброту, альтруизм, целеустремленность, смекалку.
Учат переживать новые эмоции
Когда ребенок представляет себя на месте главного героя, то нередко «заражается» его настроением. Например, уверенностью или любовью по отношению к близким. Впоследствии ребенок переносит такой опыт в реальную жизнь и быстрее адаптируется.
Отрицательные последствия
Негативное влияние виртуального мира на детскую психику появляется из-за двух причин: неправильного выбора мультиков и слишком долгого времени просмотра. Психологи называют следующие последствия от злоупотребления анимацией:
Нарушения в работе нервной системы
Длительный просмотр мультиков с быстрой сменой кадров (в частности, американских сериалов) тормозит развитие корковых отделов головного мозга. Они отвечают за две важные функции: коммуникативные навыки и координацию движений. То есть ребенок рискует стать необщительным и вялым.
Формирование деструктивных моделей поведения
Это обратная сторона воспитательной функции. Если мультики подобраны неправильно, то ребенок может перенимать у персонажей отрицательные черты: эгоизм, хамство, распущенность, агрессию.
Развитие психической зависимости
Зависимость формируется тогда, когда ребенок смотрит мультики часами и не имеет альтернативных вариантов досуга. Такое часто наблюдается в семьях, где родители постоянно заняты и не уделяют время совместным играм.
Развитие синдрома гиперактивности
Гиперактивность — это проблемы с вниманием. Из-за сильного эмоционального перевозбуждения ребенок не может сосредоточиться на учебе, общении, играх и других конструктивных занятиях. Вспышки гнева сменяются полным отчуждением. Синдром гиперактивности мешает ребенку нормально адаптироваться в обществе. При возникновении такой проблемы родители должны обратиться к психологу.
С какого возраста детям можно смотреть мультики
ВОЗ считает, что детям до трех лет не стоит показывать мультики. В столь раннем возрасте малыши еще неспособны осмыслить содержание картины, а сосредоточены на смене ярких картинок. Просмотр мультфильма не несет для них воспитательной ценности, зато наносит вред физическому здоровью:
мешает развитию опорно-двигательного аппарата;
ухудшает зрение;
способствует набору веса.
Маркировка на упаковке DVD-диска «0+» не говорит о том, что видео могут смотреть груднички. Она лишь означает отсутствие взрослого контента: сцен насилия, нецензурщины, «черного» юмора, запутанного сюжета.
Сколько времени ребенок может проводить перед экраном


Родители должны строго контролировать количество времени, которое дети тратят на мультики. Это необходимо как минимум по трем причинам:
чтобы не допустить развитие зависимости;
чтобы телевизор не заменял ребенку остальной мир: общение со сверстниками, игры, творчество, учебу;
чтобы защитить здоровье чада.
Оптимальное время просмотра зависит от возраста зрителя. Основные рекомендации врачей и психологов отражены в нижней таблице.
Возраст |
Продолжительность одного сеанса |
Частота сеансов |
3–4 года |
5–15 минут |
не чаще 1 раза в день |
5–7 лет |
20–40 минут |
не чаще 2 раз в день |
8–12 лет |
до 1,5 часов (то есть один полнометражный мультик) |
оптимально — 2–3 раза в неделю, лучше по выходным |
старше 12 лет |
до 2 часов |
оптимально — 2–3 раза в неделю, лучше по выходным |
Во время просмотра мультика ребенок должен находиться на расстоянии 2,5–3 метров от экрана. Кроме того, нельзя смотреть телевизор в темное время суток при выключенном освещении.
Как правильно выбирать мультики для просмотра
Юный человек впитывает информацию как губка и практически не чувствует тонкую грань между «черным» и «белым». Именно поэтому от качества мультика зависит воспитательный эффект. Ребенок может как освоить нравственные принципы, так и нахвататься дурных привычек. Ниже приводятся критерии, позволяющие выбрать хороший мультфильм и отсеять информационный мусор.
Признаки «нежелательных» мультиков
Наличие сцен жестокости, насилия, смерти, тяжелых заболеваний и другого шокирующего контента. Известный пример из мультика «Тарзан» — гибель браконьера Клейтона из-за случайного запутывания в лианах.
Подчеркнутая сексуальность персонажей. Пример — Джэссика Рэббит из мультфильма «Кто подставил кролика Роджера».
Поощрение поведения, идущего вразрез с принципами нравственности. Здесь важно не наличие в персонаже плохих качеств как таковых, а манера их подачи. Например, в советском мультике «Песенка мышонка» герой изначально был лоботрясом, но потом перевоспитался. А вот в сериале «Спанч Боб» деградация, отупение и инфантилизм главных персонажей преподносится как нечто забавное. Губка Боб и Патрик обзывают друг друга тупицами, ловят медуз и поедают несъедобные предметы.
Акцент на атрибутах «красивой» жизни. Так, в мультфильмах для девочек героини часто зациклены на отношениях с парнями или модных шмотках. Кроме того, женские персонажи (в частности, волшебницы «Винкс») часто имеют анорексичное телосложение и создают в головах детей недостижимый идеал.
Демонстрация экспериментов, которые не стоит повторять в реальной жизни. Ведь маленькие дети не всегда чувствуют опасность.
Сильное противоречие контента традиционным ценностям. Западные мультики часто грешат феминизацией, высмеивая хорошие женские черты: скромность, милосердие, материнство.
Обилие спецэффектов и тревожной музыки. Они не дают ребенку сосредоточиться на содержании видео, истощают психику и формируют зависимость.


Многие родители считают, что нестандартная прорисовка персонажей плохо влияет на детскую психику. Однако такое мнение спорно. Если главный герой мультика ведет себя порядочно, хотя и выглядит уродцем, то может выступать эталоном для ребенка. Ведь внешность не главное.
Признаки хороших мультиков
После сортировки нежелательного контента выбрать хорошие варианты становится проще. Вот признаки мультиков, полезных для детской психики:
Четкое разделение на положительных и отрицательных персонажей. При этом «злодеи» в конце получают по заслугам.
Наличие познавательного контента. То есть мультик дает детям новые знания, в том числе о взаимоотношениях между людьми.
Простая, но не скучная подача информации.
Логичное развитие сюжета, понятный финал. В противном случае мультик будет чрезмерно напрягать психику ребенка и формировать зависимость.
Спокойный звуковой ряд.
- Чистая и грамотная речь у персонажей.


Кроме того, видео должно подходить ребенку по возрасту и интересам. Например, «Лунтик» — очень добрый и поучительный мультик о дружбе. Но дети старше 7–8 лет, скорее всего, сочтут сюжет примитивным.
Списки полезных мультфильмов для детей разных возрастов
3–5 лет |
6–9 лет |
10 лет и старше |
Первые сезоны «Смешариков» |
«Смешарики», серия «Пин-код» |
«Золотая» классика Disney: «Король Лев», «Золушка», «Мулан», «101 далматинец» |
«Лунтик и его друзья» |
«Фиксики» |
|
«Даша-путешественница» |
«Щенячий патруль» |
«Спирит: душа прерий» |
«Гуппи и пузырьки» |
«Бемби» |
|
«Робокар Поли» |
«Чаччингтон: веселые паровозики» |
«Карлик Нос» |
«Клуб Микки Мауса» |
Советская классика: «Мама для мамонтенка», «Котенок по имени Гав», «Приключения крокодила Гены и Чебурашки» |
«Трое из Простоквашино» |
После просмотра: наблюдаем за ребенком
Сразу после просмотра родители должны оценить эмоциональное состояние ребенка. Если он воодушевлен, заинтересован или хотя бы спокоен, значит, мультик, вероятно, оказал позитивное воздействие на психику. А вот о проблеме свидетельствуют следующие признаки:
бурное негодование из-за того, что серия закончилась;
капризы и настойчивые требования не выключать телевизор;
истерический смех;
- подавленность.
Чтобы закрепить воспитательный эффект, рекомендуется подробно обсудить мультфильм с ребенком. В частности, выслушать с его стороны пересказ сюжета, дать оценку поступкам героев, объяснить сложные моменты. Такая практика укрепит взаимоотношения в семье и поможет ребенку быстрее сформироваться как личность.
Меня очень заинтересовала серия «Непризнанные государства» в связи с моим интересом к истории. И вправду в этом списке можно найти альтернативу типичным комиксам от DC. По своей сути они им не вступают по сюжету и интересу, разве что меньше сама серия, количество выпусков и в целом масштаб вселенной. А также вровень фанбазы и возможности обсудить с кем-либо прочитанное.
Настоящие качественные мультфильмы с дорогой картинкой и профессиональной озвучкой вряд ли смогут оказать на психику ребенка негативный эффект. Другое дело, что производство мультиков сейчас поставлено на поток, создателям этой продукции не хватает желания хотя бы немного задумываться над тем, что именно они снимают. И вот такие мультфильмы могут иметь самый разный эффект
Обожаю мультики. С детства смотрю все подряд, будучи парнем 25-ти лет все равно продолжаю смотреть мультфильмы, по типу симпсоны,футурама и так далее.Мультики как мне кажется развивают детскую фантазию и улучшают мировосприятие, т.к. там зачастую решаются самые важные жизненные проблемы, посмотрев мультик ребенок по сути накапливает опыт который может применить потом.
Вы знаете, мне даже в раннем детстве нравились только натуралистичные мультфильмы. Что-то похожее на «Ну, погоди» или «Приключения кота Леопольда». Но не наивное и дешевое непотребство, которым наверное на 90% изобиловал советский кинематограф. Настоящим подарком стал выход Диснеевских шедевров — о, как они мне сразу понравились! Вот такие вещи влияют только положительно, от здорового смеха никому еще плохо не было.
Я с детства обожаю мультфильмы, как советские, российские, так и зарубежные, а именно диснеевские. Кстати, «золотая» классика диснея нравится больше остальных. «Король Лев» сын у меня смотрел лет в шесть, и он ему очень нравился. Хорошие, добрые мультфильмы ещё никакого отрицательного воздействия на психику ребёнка не оказывали. Наоборот, они учат хорошему, светлому. Ведь дети, когда смотрят мультфильмы, очень эмоционально переживают, познают мир через персонажей.
Современные мультики просто ужасные (за редким исключением), ни сюжета, ни смысла, странные персонажи. Другое дело — советские, они очень добрые и поучительные, лучше их показывать деткам.
Действительно, от некоторых современных мультфильмов волосы поднимается! Поэтому я очень фильтрую то, что смотрят мои дети. А они у меня ещё детсадовского возраста. Это, как правило позвавательные, добрые и позитивные мульты. Сейчас таких много. Ну думаю скоро начинать прививать им любовь и к советскому кинематографу, а там посмотрим, удастся ли)
Посмотрела на список полезных мультиков и обрадовалась: моя дочь , да и я с ней частенько, все их смотрели, а любимый был про Машу и медведя)). Сейчас ей 9 лет, смотрит, пока я не вижу, какие-то американские. Но я стараюсь сразу переключить ее внимание на более полезные каналы, например, про путешествия, животных. Обязательно летом будем смотреть и изучать мульты на английском языке, кроме чтения на английском. Ну а в целом, читаю, лет до 10 все мультфильмы, потом уже интерес спадает.
Недавно общалась с психологом на тему того, какие мультфильмы можно показывать своему ребенку. Она советовала именно советские мультфильмы. Аргументация простая — нынешние слишком приковывают внимание детей, большинство из них не несут ничего полезного, кроме постепенного зомбирования ребенка. Упомянула в разговоре также, что из-за сильного пристрастия детей к мультфильмам они очень поздно могут начать говорить, так как с мультяшными героями нет нужды общаться.
Если в мультфильме мышонок Том издевается на несчастным котом Джери, то нечего удивляться, если ваш ребенок вдруг начнет таскать за хвост домашнюю кошку Маньку. Ребенок не в состоянии разделить заэкранье и реальный мир. И преносит беспредел, который творится в американских мультфильмах на окружающую действительность. «Хорошо» и «плохо» перестают различаться.
Я бы не стал обобщать и тем более определять категориями относительно вреда от просмотра мультфильмов. Стоит выделить возрастные ограничения, которые соответствуют рецензионному контенту. Вопрос относительно зависимости от просмотров, особенно в интернет пространстве стоит, на мой взгляд, выделить в первую очередь. Какой именно контент стоит ставить в приоритет в этом плане так же имеет важное значение. Особое внимание уделить психологической стороне данного вопроса, всё это в целом будет влиять на дальнейшее развитие ребёнка.
Я считаю что мультфильмы могут многому научить наших детей, многое показать, что хорошо а что плохо, в некотором роде могут даже помочь в воспитании. Но тут главное какие это мультики. Мой сын смотрит в основном российские или же Дисней. Те в которых персонажи защищают, где они добрые. Конечно без злодеев нигде нельзя обойтись, но главное что добро всегда побеждает зло. Мы не смотрим те мультфильмы где дерутся или стреляют, они ему даже не интересны. И поэтому я лично ничего против просмотра мультфильмов не имею.