В одной из прошлых статей мы начали изучать японскую анимацию. Но ни один разговор об аниме не будет полным без истории Хаяо Миядзаки: великого режиссера, работы которого любят во всем мире за поразительную гармонию цвета, тонко подобранную музыку, завораживающие волшебные миры. Аниме Миядзаки могут показаться детскими на первый взгляд, но любят их не только за красоту, но и за глубину смыслов, увлекающих именно взрослых.

Благодаря анимации Хаяо Миядзаки жанр аниме — странный, часто крикливый и в красках и в звуках, традиционно японский — собрал армию фанатов по всему миру. Наверняка многие из вас познакомились с аниме благодаря “Тоторо” или “Ходячему замку Хаула”. Угадали?

Национальный символ для Японии и гениальный мастер для всего мира

Популярность Миядзаки в Японии, да и в мире, сложно переоценить. Последняя, вероятно, связана с тем, что режиссер умело сочетает японские традиционные мотивы с общемировыми темами и архетипами, поэтому его произведения понятны и близки не только японцам, но и зрителям из других стран.

Первый же вышедший на студии Миядзаки фильм — “Небесный замок Лапута” (1986) — принес ему финансовый успех и любовь зрителей. А фильм “Унесенные призраками” (2001) так вообще стал самым кассовым фильмом в истории японского кино — он собрал почти $230 млн. Кстати, еще этот фильм — единственный из аниме-произведений попал в список 100 лучших зарубежных фильмов всех времен по версии BBC.

«Унесенные призраками»

Кинокритик Антон Долин, который брал интервью у Миядзаки, отмечал, что в Японии Миядзаки повсюду — в каждом магазине есть товары с изображением его героев: игрушки, брелоки, зажигалки и т. д.

В Токио есть целый музей студии Ghibli, посвященный работам Миядзаки и анимации вообще. В музее рассказывают историю аниме, показывают раскадровки к известным фильмам студии и в собственном кинотеатре целыми дня показывают короткометражки, снятые специально для этого музея. Еще в музее есть большая игровая комната для детей, выполненная в стиле известных работ автора: там даже есть Котобус из “Тоторо”.

Музей студии Ghibli

За пределами Японии Миядзаки тоже очень популярен. Его работы хвалят многие западные знаменитости. Илон Маск любит “Принцессу Мононоке”, в любви к фильмам Миядзаки признавались и другие звезды: Уилл Смит, Канье Уэст, Роберт Паттинсон, Робин Уильямс, Киану Ривз.

Работы Миядзаки признаны и профессиональным сообществом: вышедшая в 1997 году “Принцесса Мононоке” обеспечила ему известность на Западе — за нее Миядзаки был номинирован на американскую премию “Энни”. А “Унесенные призраками” даже получили в 2003 году “Оскара” в категории “Лучший анимационный фильм” и забрали “Золотого медведя” на Берлинском кинофестивале.

Кто подражает и вдохновляется Миядзаки

Миядзаки не только стал выдающимся режиссером и мультипликатором, но и оказал влияние на многих молодых авторов: как в родной Японии, так и за рубежом.

Если говорить о его влиянии, начать стоит со студии Ghibli, которую он открыл в 1985 году со своим другом Исао Такахатой. Большинство фильмов студии срежиссировали сами создатели, однако в последнее время на Ghibli стало выходить немало работ и других авторов.

Один из главных продолжателей стиля и традиций Хаяо Миядзаки — его сын Горо, на счету которого уже две полнометражные работы, вышедшие на студии Ghibli, — “Сказания Земноморья” (2006) и “Со склонов Кокурико” (2011). Здесь и свойственная мастеру манера рисовки, и перекликающиеся темы — антимилитаризм, экология.

На этой же студии под руководством Миядзаки раскрыл свой талант и другой режиссер — Хиромаса Ёнэбаяси. Он снял “Ариэти из страны лилипутов” (2010) и “Воспоминания о Марни” (2014), где отчетливо заметно влияние Миядзаки: героини-девочки, любовь к природе, волшебные пейзажи. После этого Хиромаса Ёнэбаяси покинул студию, но все равно продолжил следовать стилю своего учителя — его новая работа “Мэри и ведьмин цветок” стилистически уж очень похожа на “Ведьмину службу доставки”.

Еще одного мэтра современной японской анимации — Макото Синкая (“Пять сантиметров в секунду”, “За облаками” и пр.) — так вообще нередко называют “новым Миядзаки”. Да он и сам признавал, что основатель Ghibli во многом повлиял на него. Особенно это заметно в его работе “Ловцы забытых голосов”, которая вызывает невольные ассоциации с “Ходячим замком”.

«Ловцы забытых голосов»

Повлиял Миядзаки и на западных мультипликаторов. Так, известный режиссер американской студии Pixar Джон Лассетер, продюсер большинства мультфильмов Pixar и создатель “Тачек” и “Истории игрушек”, давно дружит с Миядзаки и, по его же собственным словам, восхищается и вдохновляется им. Именно благодаря Миядзаки он понял, что анимация — это универсальный жанр, который может обращаться не только к детям, но и к зрителям любых возрастов.

Другой режиссер Pixar — Пит Доктер — также большой фанат Миядзаки. Он даже приезжал к нему в Японию, чтобы понаблюдать за рабочим процессом мастера. В фильмах Доктера отчасти видно влияние Миядзаки — он тоже показывает нетипичных героев (пожилой мужчина в картине “Вверх”), не боится делать центральным персонажем девочку (“Головоломка”) и говорит нам, что даже монстры бывают хорошими (“Корпорация монстров”).

«Вверх»

Как рисует Миядзаки: ручной труд и никакого 3D

Хаяо Миядзаки — кропотливый художник: своих персонажей он сначала придумывает и сам зарисовывает на листе бумаги, а только потом переносит на экран. Поэтому, хотя над его фильмами и трудится целый штат аниматоров, можно сказать, что каждое произведение создано им вручную.

В отличие от западных аниматоров, Миядзаки практически не использует в своих произведениях 3D, современные технологии и спецэффекты. Большое внимание режиссер уделяет проработке пейзажей, деталей быта и окружающего мира.

Миядзаки во время работы над фильмами много путешествует, чтобы найти прототипы для пейзажей своих произведений. Так, при создании “Принцессы Мононоке” он вдохновлялся видами острова Яку, а пейзажи для “Ходячего замка” срисовывал с окрестностей французских городов Кольмар и Риквир.

Остров Яку и пейзаж из «Ходячего замка»

Стиль рисования Миядзаки не похож на стили большинства современных японских аниматоров, особенно создающих шаблонные аниме-сериалы. У его персонажей-людей правильные пропорции, нет огромных глазищ, гипертрофированных половых признаков и разноцветных причесок. Однако он значительно отличается и от западной анимации — у Миядзаки более приглушенные и естественные цвета, огромное внимание он уделяет прорисовке каждой мельчайшей детали, атмосфере картины.

Четыре главные темы аниме Миядзаки

По мнению известного кинокритика Антона Долина, Миядзаки еще в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века предугадал многие современные общественные темы, о которых мы сегодня говорим: проблемы экологии, феминизм, антимилитаризм и неприятие “черно-белого” взгляда на мир.

1. Проблемы экологии

Вспомните “Навсикаю из Долины ветров”: постапокалиптическому миру грозит экологическая катастрофа по вине людей. В “Принцессе Мононоке” люди с ружьями уничтожают лес и вступают в схватку с духами леса.

Миядзаки вообще не особо любит прогресс, он не пользуется смартфонами и не смотрит телевидение. По его собственным словам, режиссер был бы не против, если бы Япония обеднела, застройщики стали банкротами, а “из земли проросла дикая трава”.

Хаяо пожертвовал три миллиона долларов организация National Trust of Totoro, которая в городе Токородзава организовала природный заповедник. В этом городе когда-то жил режиссер, и именно там происходит действия фильма “Мой сосед Тоторо”. Сейчас Токородзава — это “спальный район” Токио, а активисты пытаются спасти его от застройки. Миядзаки отдал “National Trust of Totoro” и акварели с Тоторо: теперь кроликоподобная белкомышь — официальный символ этого места.

2. Феминизм

Подавляющее большинство героинь Миядзаки — сильные, отважные девочки, и так повелось еще с первой работы студии Ghibli — “Навсикая из Долины ветров”. Там юная княжна стремится помирить враждующие народы и спасти весь мир.

Эта традиция продолжается и в других его работах.

Дух леса из “Моего соседа Тоторо” появляется на глаза только двум маленьким девочкам; в “Небесном замке Лапута” девочке по имени Сита предстоит найти таинственный летающий остров и тоже спасти мир.

Сита из «Небесного замка Лапута»

В “Унесенных призраками” главная героиня должна спасти не только себя, но и своих родителей, а также молодого волшебника. В “Ходячем замке Хала” неуверенная в себе девушка превращается в сильную героиню и спасает всех — казавшихся могущественными колдунов и ведьм, демона огня и даже мир.

Сам Миядзаки об этом говорит так: “Во многих моих фильмах есть сильные героини — отважные, самодостаточные девушки, которые борются за то, во что верят всем сердцем. Им необходим друг или помощник, но точно не спаситель. Я считаю, что каждая женщина способна быть героем в той же степени, что и мужчина”.

3. Антимилитаризм

К войне у Миядзаки неоднозначное отношение. С одной стороны, он ее всячески осуждает и показывает, к каким ужасным последствиям она приводит. Это мы видим в “Навсикае из Долины ветров”, где человечество чуть не уничтожило себя в войнах.

С другой стороны, он всегда старается посмотреть на проблему с разных сторон. Именно поэтому он посвятил “Ветер крепчает” авиаконструктору Дзиро Хорикоси, который проектировал военные самолеты накануне Второй мировой войны. А в интервью Антону Долину режиссер отмечает, что в Италии авиаконструктора барона Капрони считают фашистом, а для него он — только “фантазер и изобретатель”.

Дзиро Хорикоси

Вообще любовь к самолетам у Миядзаки с детства: его отец был директором фабрики по изготовлению авиадеталей. Поэтому Миядзаки сложно изобразить тех, кто летает, злодеями. При этом среди его работ есть “Порко Россо”, в котором один из менее симпатичных персонажей режиссера нарисован в виде свиньи-летчика.

4. Отсутствие абсолютного зла

Еще одна важная особенность фильмов Хаяо Миядзаки — у него нет однозначно отрицательных героев. Даже ведьмы, злые духи и монстры обнаруживают в себе способность к привязанности или могут вызвать сочувствие. Так, страшная Ведьма Пустоши из “Ходячего замка” впоследствии предстает безобидной старушкой, заслуживающей любви и заботы. А обаятельный волшебник Хаул может обнаружить скрытого внутри демона.

Ведьма Пустоши

Режиссер как бы призывает зрителей (особенно детей, для которых, по собственному признанию, и снимает свои картины) не делить мир на черное и белое, стараться находить хорошее даже в плохом. И, главное, понимать, что все мы сложносочиненные.

***

Сейчас великий японский режиссер работает над новым мультфильмом — “Как поживаете?” по мотивам одноименной книги писателя Гэндзабуро Ёсино. Ожидается, что мультфильм выйдет в 2021 году и расскажет нам историю необычного подростка, который очень любил одну книгу. Деталей сюжета нет, поэтому нам остается только ждать.

Обложка книги, по которой Миядзаки снимает новый мультфильм

А чтобы скрасить ожидание, пока можно пересмотреть прошлые работы автора, чем и советуем вам заняться!

И можно еще почитать у нас обстоятельный материал про историю аниме, его особенностях, разных жанрах и почему его любит даже Илон Маск.