Что развивает игра в шахматы: польза шахмат для мозга и повседневной жизни
Нередко в начале очередного учебного года, где-нибудь на собрании при открытии очередного шахматного кружка, приходится слышать вопрос:
— Что развивает игра в шахматы?
Ответ прост:
— Она всего-навсего учит жизни. Разве этого мало?
Особенности игры
Игра появилась полторы тысячи лет назад в Индии, хотя сейчас китайцы оспаривают данное первенство. Шахматы смогли завоевать весь мир и обрести миллионы поклонников. В этом нет ничего удивительного, так как в этой бесконечно мудрой игре каждый обретет желаемое и найдет свое направление.
Ведутся неутихающие споры по поводу того, чем являются шахматы: наукой, искусством или спортом? Каждый шахматист в той или иной степени художник, ученый и спортсмен. Замечательно, не правда ли?! К этому можно еще добавить: психолог, юрист, дипломат.
Особенность этой игры заключается в том, что двое соперников ведут борьбу на строго определенном участке шахматной доски по установленным правилам за ограниченное время. В распоряжении того и другого находится армия из шестнадцати фигур, передвигающихся по вертикалям, горизонталям и диагоналям с целью дальнейшего взаимодействия между собой и фигурами противника для того, чтобы добиться победы, поставив мат королю соперника.
Для незнающего человека все это звучит несколько загадочно, но это только подогревает интерес к древней игре. Шахматную партию можно записывать, чтобы в дальнейшем подвергнуть ее глубокому анализу с целью совершенствования собственного мастерства. Кроме того, сам процесс игры, участие в соревнованиях позволяют развивать навыки и способности, заложенные в каждом индивидууме.
Социальные навыки, которые развивают шахматы
Общение
Записавшись в шахматный кружок, слушая наставления тренера, играя партию с соперником, вступая в яростную дискуссию по поводу только что закончившегося поединка, спортсмен-новичок (обычно это ребенок, хотя учиться играть можно в любом возрасте) поневоле вступает в общение.
Происходит это удивительным образом: естественно и непроизвольно. Все существующие комплексы, страхи, сомнения уходят на второй план, как бы отпадают; остается желание что-то узнать, найти ответы на интересующие вопросы, поделиться собственным мнением, поспорить, доказать собственную правоту.
Естественно, что в таких условиях формирование коммуникационных навыков происходит самым форсированным образом. Никому не хочется быть хуже других. Великий дух соперничества заставляет искать новые знания, средства, возможности. А получить их можно только в процессе общения:
- задавая вопросы;
- выдвигая новые соображения;
- ошибаясь;
- получая важные и нужные указания;
- выявляя собственные недостатки;
- ища способы преодоления проблем;
- и снова спрашивая и переспрашивая непонятные моменты древней и мудрой игры.
Находясь в таких условиях, даже самые неуверенные в себе, необщительные люди очень быстро учатся понимать собеседника, находить общий язык, выбирать наиболее приемлемую форму общения, убеждать своих оппонентов, доказывать собственную правоту, отстаивать подчас даже глубоко ошибочное мнение.
Увы, иногда шахматному преподавателю приходится умерять пыл не в меру расходившихся учеников, призывая их к порядку и благоразумию. А все потому, что эта логическая игра иногда чересчур сильно активизирует мозговые участки, напрямую воздействующие на язык и логику обучающихся спортсменов.
Учат проигрывать
Результатом любой шахматной партии является победа одной из сторон либо ничья. А это значит, что каждый игрок рискует потерпеть поражение. Иногда даже получить целую серию поражений подряд.
Сильнейший удар по самолюбию всегда вызывает всплеск негативных эмоций, подчас выражающийся яростью, раздражением, негодованием, обидой, унынием и даже потоками слез. Для человека, недавно вступившего на тернистый путь спортивных соревнований, это обычное явление. Ничего не поделаешь: проигрыш партии — естественный результат борьбы между соперниками.
Надо научиться стойко и с достоинством переносить столь неприятную процедуру получения нуля в турнирной таблице и спокойно двигаться дальше. Не зря 3-й чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка-и-Граупера говорил: «Вы должны проиграть сотни игр, прежде чем стать хорошим игроком». Остается только добавить: «Идите и проигрывайте, иначе хорошего игрока из вас не выйдет».
Ну а если серьезно, то необходимо научиться воспринимать проигрыш спокойно, понимая свои недостатки и стремясь к новым достижениям. К чему постепенно приходит каждый игрок в шахматы, когда освоит эту своеобразную науку перенесения поражений.
Учат уверенности в себе
Спортивное начало шахмат постоянно заставляет что-то преодолевать:
- сопротивление соперника;
- очередную неудачу;
- упущенную возможность;
- собственные слабости;
- досадные недоразумения.
И каждая, пусть даже маленькая победа повышает чувство уверенности в собственных силах. Учит тому, что все трудности можно преодолеть, а заветной цели — достичь. Без всякого преувеличения это окрыляет.
Человек начинает понимать собственные возможности, испытывать вдохновение, радость и счастье. Его волевые качества становятся значительно сильнее. В следующий раз для него не составит труда мобилизовать всю свою волю, чтобы преодолеть очередные трудности. Ведь он полностью уверен в себе и своих способностях!
Учат решать проблемы
В жизни часто приходится сталкиваться с множеством проблем, находить наиболее оптимальные пути выхода из сложных, запутанных ситуаций. Где, как не в шахматах, есть прекрасная возможность этому научиться.
Очень часто, агитируя родителей на обучение подрастающего поколения игре в шахматы, преподаватели вынуждены аргументировать следующим доводом: «Пройдет время, ваш ребенок окончит школу. Ему придется решать множество непростых проблем. Делать выбор. При этом он не избежит ошибок и неудач. Гораздо лучше подготовиться к этому заранее, ничем не рискуя и пользуясь свободным временем и помощью родителей, чем начинать все с нуля. Шахматная игра в этом плане является великолепным тренингом, она способна заранее обучить своих приверженцев преодолению жизненных проблем».
Обычно родители все прекрасно понимают и приводят своих детей в шахматный кружок, где те с удовольствием постигают науку решения трудностей.
Учат спокойствию
Если вам доводилось просматривать объявления о вакансиях при поиске работы, то вы вполне могли убедиться, что в последнее время там часто встречается такое понятие, как «стрессоустойчивость». Взрослому человеку объяснять, что это за «зверь такой», нет необходимости. Ему гораздо важнее этому научиться.
Быть «спокойным, как танк» — дело лишнее. А уметь отделять важные дела от всего ненужного, сохраняя при этом благоразумие и не поддаваясь эмоциям, никому никогда не помешает.
Общеизвестно, что ко всяким серьезным проблемам лучше всего подготовиться заранее. И не надо говорить, что в жизни всего не предусмотришь, что может случиться всякое. Все это так. Но одни в сложной ситуации спокойно и целенаправленно ищут выход, другие впадают в панику и не могут взять себя в руки.
Естественно, чтобы обрести такое умение, надо постоянно тренироваться. Лучше всего делать это в виртуальном пространстве шахматной доски, особо ничем не рискуя.
Когнитивные навыки, которые развивают шахматы
Когнитивные (познавательные) способности заложены в каждом человеке с рождения. С их помощью он познает мир, воспринимает информацию, претворяет в жизнь выбранную программу действий.
Шахматы, как ничто другое, могут оказать неоценимую помощь в развитии этих весьма необходимых навыков.
Логика
Опытного шахматного игрока от начинающего отличает прежде всего последовательность действий, предназначенных для осуществления намеченных планов. Это говорит о том, что его намерения вполне логичны и опираются на глубокий анализ позиции и оценку угроз соперника.
Еще более цельны в логическом плане шедевры шахматных мастеров и произведения шахматных композиторов. Не зря опытные тренеры постоянно заставляют учеников решать задачи и этюды, отыскивая оригинальную идею, красивый замысел.
Человек, обученный правильно мыслить, не спасует перед сложностями, сумеет хорошо усвоить новую информацию и с успехом сдать трудный экзамен. В его голове будет полный порядок, а это дает существенные преимущества и обеспечивает жизненный успех.
Анализ
Чем занимается абсолютное большинство проигравших спортсменов, бизнесменов, политиков, юристов, военных? Правильно. Они ищут свои ошибки: те места, где что-то было сделано не так, как следовало бы. Это и есть анализ.
Шахматы обладают одним великолепным свойством, выгодно отличающим их от множества других видов человеческой деятельности: партию можно записывать. Это открывает бесконечный простор для анализа как своих, так и чужих шахматных партий. Кроме того, всегда имеется возможность изучать разнообразные позиции. А делать это в компании с именитым гроссмейстером (хотя бы просматривая видео) или с помощью современных программ или нейронных сетей — вдвойне приятно и поучительно.
Аналитик — звучит гордо, а без анализа нет никакого прогресса. Ваша рука потянулась к мобильному телефону с целью найти нужный номер знакомого шахматиста или позвонить в ближайшую шахматную секцию? Поверьте, это произошло не само по себе, а в результате глубокого анализа обычных человеческих потребностей.
Память
Без нее в современном мире ничего не добьешься. Любой вид профессиональной деятельности требует глубоких знаний, основанных прежде всего на хорошей памяти.
Для того чтобы добиться успеха в шахматной игре, необходимо хорошо знать:
- Дебюты — это разнообразные начала игры.
- Миттельшпиль — середина игры.
- Эндшпиль — конец игры.
- Стратегию.
- Тактику.
И еще много чего другого. Играя в шахматы, поневоле приходится рассчитывать множество вариантов, намечать схемы расстановки фигур и пешек, вспоминать теорию.
С течением времени объем накопленной информации существенно увеличивается — развивается долговременная память. Параллельно приходится играть в турнирах с укороченным контролем времени, без кратковременной памяти здесь делать нечего. Мало того, совершенствуется сам процесс запоминания, количество нейронных связей.
По утверждениям современников, 4-й чемпион мира по шахматам Александр Александрович Алехин помнил все свои сыгранные партии, а также партии ведущих игроков прошлого и своей современности. В наше время этим уже никого не удивишь. Ведущие гроссмейстеры мира свободно удерживают в своей памяти гигантские объемы информации.
Концентрация
Любой, даже малоопытный игрок знает, что первая причина проигрыша — потеря концентрации. Невозможно хорошо играть в шахматы, постоянно отвлекаясь, не проявляя должной собранности, сосредоточенности и ответственности. Это моментально приведет к ошибке (согласно шахматной терминологии — зевку), которой тут же воспользуется соперник.
Станет бесконечно досадно и обидно. Потрачено столько трудов и усилий, и все впустую. А что делать? Сам виноват. Нечего было думать о посторонних вещах. Сел играть в шахматы — забудь обо всем на свете.
В таких случаях историки шахмат вспоминают забавный случай, когда прямо на турнир к А. А. Алехину пришла его возлюбленная. Она рассчитывала своим присутствием вдохновить его, но не тут-то было. Знаменитый чемпион взглянул на нее и просто-напросто не увидел. Его взгляд в это время был направлен сквозь любимую женщину в перипетии шахматной битвы. К чести благородной дамы, надо признать, что она смогла воспринять происшедшее должным образом.
Вот что такое настоящая концентрация! Но приходит она не сразу. Этому умению надо опять же учиться.
Целеустремленность
Самое ценное качество настоящей личности. Только целеустремленность приводит человека к высоким достижениям. Без нее подчас невозможно одержать победу даже в любительской партии. Что там уж говорить о каких-либо чемпионских титулах.
Шахматы, являясь интеллектуальным видом единоборства, требуют от своих приверженцев постоянного движения к намеченной цели. Преодолевая упорное сопротивление противника, несмотря ни какие трудности, добиваться желаемого результата. В процессе борьбы обязательно придется решать сиюминутные задачи, находить выход из трудного положения, не отвлекаясь от намеченной цели.
Без целеустремленности тут никак не обойтись. Вся спортивная биография 10-го чемпиона мира по шахматам Б. В. Спасского — наглядный тому пример.
Обучаемость
По утверждениям ведущих мировых педагогов, научить невозможно, каждый индивидуум может научиться только сам. От преподавателя требуется только периодическая помощь.
Шахматист с амбициями всегда будет стремиться к получению новых знаний, иначе ни о каком прогрессе в игре не может быть и речи, а соответственно, не будет успехов и достижений. В спорте всегда присутствует элемент конкуренции, стремление стать выше соперников. А это требует огромного количества знаний и навыков.
Именно поэтому вполне закономерен выбор опытных тренеров и долгие самостоятельные занятия. Долгий поиск шахматных истин заканчивается реальными партиями, а они, в свою очередь, дают огромную пищу для размышлений и тянут к учебникам. Можно дать гарантию, что юный поклонник шахмат, который также добился к окончанию школы спортивных успехов (например, стал кандидатом в мастера спорта), поступит в один из ведущих вузов страны. Что обычно и происходит.
Творческое и ситемное мышление
Шахматы — очень древняя мудрая игра, обладающая изумительной красотой. Но постичь ее дано только приверженцам этого особого вида искусства. Возможностей для творчества в шахматах бесконечное множество. Это, прежде всего, красивые комбинации, тонкие маневры, глубокие планы, проникновение в замыслы соперника, долгое и упорное нахождение лучшего хода.
Творческие муки, завершающиеся нахождением истины, окрыляют. Позволяют поверить в себя. Не зря существует целое направление — шахматная композиция, то есть составление задач и этюдов. А имена создателей шахматных шедевров помнят до сих пор.
Классический труд известного шахматного теоретика Арона Исаевича Нимцовича носит название «Моя система». Это уже о многом говорит.
Постоянные шахматные занятия плюс регулярное участие в соревнованиях заставляют мыслить системно и нестандартно. Кроме того, начинающему спортсмену поневоле приходится приводить в порядок свои дела, рационально распределять время.
Хаотичность мышления уходит, уступая место трудолюбию, настойчивости и даже созданию своих шахматных систем. Причем это происходит как во время партии, так и в процессе теоретических исследований, да и в самой повседневной жизни.
Интересные шахматные факты
История шахмат богата интереснейшими событиями, необычными фактами, удивительными теоретическими открытиями и творческими достижениями.
Одно из самых интересных событий произошло с венгерским мастером Яношем Флешем. Будучи тяжело больным, он решился провести сеанс одновременной игры на 52 досках вслепую. И это ему удалось.
Тринадцать с половиной часов продолжался этот исторический марафон. Мир, затаив дыхание, следил за игрой малоизвестного маэстро. По истечении четырех часов падает в обморок… нет, не Янош, а комментатор партий. Напротив, сеансер чувствует себя уверенно и спокойно.
А через несколько дней при очередном медицинском обследовании выяснилось, что болезнь отступила. Кажется невероятным, но все было именно так.
Уместным будет вспомнить и саму игру вслепую, производящую неизгладимое впечатление на окружающих. Кажется невероятным, что человеческий мозг может удерживать в памяти десятки шахматных партий и при этом тщательным образом анализировать множество возникающих вариантов.
Однако это так. Утверждают, что еще в 1266 году никому не известный маэстро выиграл таким образом одновременно две партии. Дальше — больше:
- XIV‒XV века. Али аш-Шатранджи играет 4 партии, не глядя на доску.
- XVIII век. Сенсация, зафиксированная во французской «Энциклопедии» Д. Дидро и д,Аламбера. Франсуа-Андре Даникан Филидор, известнейший французский шахматист и композитор, дает сеанс вслепую на трех досках.
- В дальнейшем гениальный американец Пол Морфи увеличивает количество соперников до десяти.
- Иоганн Цукерторт и Джозеф Блекберн — 16 досок.
- 1902 год. Москва. Гарри Нельсон Пильсбери играет вслепую на 22 досках.
- 16 июля 1934 года А. Алехин в Чикаго дает сеанс одновременной игры, не глядя на доску, с 32 соперниками.
- На сегодня официальный рекорд игры вслепую принадлежит гроссмейстеру Тимуру Гарееву, игравшему на 48 досках.
Не меньший интерес представляет наибольшее количество участников сеанса одновременной игры. Так вот, 24 декабря 2010 года их количество составило 20,5 тысячи человек. А рекордсменом среди сеансеров является десятикратный чемпион Ирана Эхсан Ген Магами, сразившийся с 604 соперниками и одержавший при этом 580 побед.
Другой уникальный феномен — это сестры Полгар, добившиеся выдающихся успехов и завоевавшие все мыслимые титулы и награды в мире шахмат. Но самое интересное обстоятельство заключается не в этом. А в том, что их отец — известный венгерский педагог Ласло Полгар — сумел впечатлить свою будущую супругу Клару Альтбергер рассказами о том, какими талантливыми станут их дети. Что впоследствии и произошло.
А ведь суть его метода заключается не во врожденном таланте, а в упорном и настойчивом воспитании, совмещенном с обучением.Ученые подсчитали, что самая длинная шахматная партия может длиться 5949 ходов. Мало того, число возможных партий на шахматной доске значительно превышает количество атомов в обозримой Вселенной.
И наконец, самый интересный из всех интересных фактов. Сколько нужно времени, чтобы научиться играть в шахматы и обыгрывать всех, всех, всех? Всего-то 4 часа!!!
Именно столько времени понадобилось программе Alpha Zero, чтобы самостоятельно обучиться и победить лучшего из искусственных шахматных интеллектов. Самое удивительное, что в нее были заложены только правила игры. До всего остального — к чему весь шахматный мир шел полторы тысячи лет и пока не дошел — она додумалась сама!
Любопытные факты из жизни известных шахматистов
Наиболее знаменитыми и титулованными в мире шахмат являются чемпионы мира. Личности по-своему уникальные, а нередко и гениальные.
Эммануил Ласкер. Второй чемпион мира по шахматам не только восседал на шахматном троне 27 лет, но и был доктором математики, а также философом. Он выпустил брошюру «Борьба», которая описывает своеобразное ви́дение теории игр.
Александр Алехин. Четвертый чемпион мира был всесторонне образованным человеком, свободно владевшим шестью языками. Находясь в эмиграции, он получил степень доктора права в знаменитой Сорбонне.
А незадолго до этого, когда он жил в Советской России, он побывал студентом Государственной студии киноискусства, сотрудником столичного уголовного розыска, переводчиком Коминтерна. Мало того, Алехину пришлось посидеть в тюрьме, побывать под арестом и даже быть приговоренным к расстрелу. Возможно, что именно шахматные заслуги спасли его от столь жестокой участи.
Макс Эйве. Пятый чемпион мира, победитель самого Алехина, был не только выдающимся шахматистом, но и крупным ученым, а также президентом ФИДЕ (Международной шахматной федерации).
В его послужном списке:
- Должность директора Исследовательского центра.
- Назначение главой учрежденной Евратомом комиссии.
- Профессорская кафедра Высшей экономической школы Роттердама.
- Должность профессора Тилбургского университета.
Михаил Ботвинник. Человек-легенда. «Патриарх» советской шахматной школы и при этом заслуженный работник культуры, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор. Кроме того, автор множества книг шахматной, кибернетической и электротехнической тематики, руководитель процесса создания первых компьютерных шахматных программ.
Тема шахматных чемпионов и многих выдающихся шахматистов настолько обширна, что ей посвящено огромное количество книг и видеоматериалов. В честь них проводятся мемориалы, печатаются почтовые марки и даже штампуются монеты (Пауль Керес, Эстония).
Зайдя очередной раз в книжный магазин, желающие могут убедиться, что книг по шахматам написано и издано значительно больше, чем по всем остальным видам спорта вместе взятым. Осталось совсем немного: взять их и прочитать.
Заключение
Человек, который занимается шахматами, никогда не будет об этом жалеть. Ведь как сказал поэт А. С. Пушкин: «Благодарю, душа моя, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе».
В целом статья достаточно подробно описывает плюсы игры в шахматы. Последовательность мышления, умение проигрывать, не как Остап Бендер в Васюках, конечно.Также не стоит упускать некоторые побочные, так сказать, эффекты. То есть возможно ощутить себя интеллектуалом Равиком из книги Ремарка или Максом Отто фон Штирлицем, обыгрывающим Фрау Заурих с её «защитой Каро — Канн».
Лично мне шахматы дали очень много приятных и полезных знакомств, с тех пор как я начал посещать шахматный клуб. Еще эта прекрасная игра постепенно развивает способность принимать в трудных ситуациях верные решения и не переживать по этому поводу, наконец — это отличная возможность с пользой проводить время с друзьями, например по выходным дням или на посиделках.
Как давно занимались шахматами? Я с Вами почти согласна. У меня сын пошел в шахматный кружок более трех месяцев назад. ОН научился общаться со сверстниками, но очень расстраивается из-за проигрышей. Может быть, придет со временем. Я сама никогда не играла в шахматы, считаю что это отличное время провождения, так как помогает работать извилинам в голове. Не согласна с тем, что будут играть с друзьями у них другие интересы — это компьютерные игры.
Она учит думать на несколько ходов вперед и искать постоянные варианты. То есть если ты двигаешь даже пешку в начале, у тебя должен быть четкий план. Если не научишься думать, никогда успешности не будет.
Помню как в детстве решал все эти шахматные задачи, иногда по 2-3 часа сидел и искал мат в 3 хода. Зато потом, в реальных партиях, ты уже как бы видишь, к чему приведут твои ходы.
Если говорить лично обо мне, то шахматы мне помогли развить логическое мышление, усидчивость и помогли социализироваться, так как ходил в кружок и нашел себе друзей по интересам.
В шахматы я играл с начала и до конца своего обучения в школе. Потом просто не оставалось времени заниматься, а это очень важно. Согласен с автором статьи, шахматы помогают в жизни, я ощутил это на себе. Человек, играющий в шахматы, начинает думать гораздо обширнее, видит вопрос широко, знает возможные последствия какого-то действия.
Если меня спросят, стоит ли человеку уметь играть в шахматы, я скажу: «Безусловно, да»!
Полагая, что прежде всего игра в шахматы способствует развитию аналитических способностей. Сама суть игры обусловлена перспективой рассчитать и выстроить тактику на несколько действий, ходов вперёд. Следует позаботиться о надёжной защите самых важных фигур на доске. Насколько возможно выстроить и систематизировать свою позицию предпочтительней расположения фигур соперника. Некоторые партии играются по несколько дней, интрига сохраняется при относительном равенстве игроков. Считаю, что конструктивно обучать детей игре в шахматы для оптимизации интеллектуального развития.
Те, кто считает шахматы скучной игрой, очень сильно ошибаются. На самом деле игра в шахматы захватывает, если уметь играть, а не просто знать как ходят фигуры и ходить наобум, не обдумывая каждый свой ход. Шахматы здорово помогают учиться анализировать, просчитывать свои действия и последствия, которые могут быть от необдуманных ходов. В жизни такие умения очень нужны, и играя в шахматы на самом деле мы учимся анализировать и свои поступки в жизни.
Я бы очень хотела, чтобы мои дети увлеклись шахматами. Эта игра учит думать на несколько шагов вперёд, а в жизни этот навык точно пригодится. К сожалению, такой вид спорта сейчас не пользуется популярностью, намного интереснее молодёжи рубиться в компьютерные игры или сидеть в своих смартфонах.
Полностью с вами согласна. Игра в шахматы очень полезная, ведь хорошо развивает логику, способность анализировать информацию, учит терпению и способности просчитывать ситуацию на много шагов вперед. В компьютерных же играх зачастую сильно думать не нужно, поэтому и пользы от них как таковой очень мало. Да и увлечение смартфонами с общением в социальных сетях мало чего хорошего дают.
Игра в шахматы — прекрасная тренировка для ума, вдобавок она заставляет думать наперед, анализировать, стратегически мыслить. Однако не могу сказать, что хорошо играю в шахматы, мне больше нравятся шашки 🙂