Альтернативные комиксы: история зарождения и список лучших
За названием «альтернативный комикс» скрывается множество направлений и течений. Но их все объединяет отсутствие ограничений, связанных с политической и моральной цензурой.
Такой вид комиксов не выпускается в издательствах «большой двойки» (DC Comics, Marvel) из-за отсутствия цензуры. Авторы, сотрудничающие с титанами индустрии, как правило, лишены творческой свободы или творят в жестких рамках, заданных редакционной политикой. Поэтому ищущие творческой самореализации художники уходят в маленькие издательства или же создают их сами.
Зачатки альтернативных комиксов начали возникать в 60-х годах XX века, именно тогда появилась политика комикс-кода, которая запрещала в комиксах все жанры, кроме супергероев и научной фантастики.
Остальные жанры оказались под запретом, например совсем исчезли ужасы и детективы, а содержание разрешенных жанров жестко цензурировалось. Нельзя было очернять представителей власти, касаться скользких тем вроде наркотиков и детской преступности, а добро всегда должно было торжествовать.
Этот запрет усилил сопротивление, многие авторы и художники стали создавать так называемые «запретные» комиксы, где были отображены другие жанры помимо допустимых двух. Такие издания распространялись подпольно.
Однако, уже к 1970-м годам альтернативные комиксы постиг кризис. Большинство авторов зациклились на противостоянии комикс-коду и выпускали бессодержательные журналы с порнографическими рисунками или жуткими историями с ненужным преувеличенным насилием на страницах.
По словам Арта Шпигельмана, «то, что казалось революцией, просто превратилось в образ жизни. Подпольные комиксы были стереотипны как имеющие дело только с сексом, наркотиками и дешевыми острыми ощущениями. Их запихнули обратно в шкаф вместе с трубками-бонгами и любовными бусами, поскольку все стало становиться только хуже».
Художники были недовольны таким положение дел, и за исправление взялись такие звезды комикс-индустрии, как Роберт Крамб, Фрэнк Миллер, Алан Мур и Франсуаза Мули. Они создали несколько журналов и антологий, в которых собирали лучшие работы того времени.
Ситуация привела к тому, что в 1980-х годах комикс-код сошел на нет. Рынок сразу пополнился кучей альтернативных комиксов. Стали открываться новые издательства, которые выпускали комиксы на разные темы, которые ранее не затрагивались в рисованных историях.
Золотая эра — расцвет альтернативных комиксов — происходит с 1985 по 1987 год. В этот период выходят такие известные комиксы, как «Бэтмен: год первый» Фрэнка Миллера, «Маус» Арта Шпигельмана и «Что случилось с человеком завтрашнего дня» Алана Мура.
В середине 1990-х появляется еще один виток альтернативных изданий — веб-комикс. Так стали называться стрипы, которые публикуются на специальных сайтах-альманахах или на авторских сайтах художников.
Этот вид комикса получил большую популярность благодаря легкому доступу, удобству и возможностям в стиле бесконечного холста. Сегодня веб-комиксы закономерно перетекли в социальные сети и являются одним из главных источников мемов и народного творчества.
Остальные альтернативные комиксы можно условно поделить на четыре категории:
Экспериментальные комиксы
Они же «треш», «психоделия» и множество других удивительных наименований. Истории с непредсказуемыми сюжетными перипетиями, с провокационными, откровенными и порой отталкивающими сценами, с различным стилем рисунка, от минималистичного черно-белого до яркого и детализированного.
Экспериментальные комиксы — наиболее обширная ниша среди альтернативных комиксов, на которой можно отыскать истории абсолютно на любой вкус, независимо от возраста, интересов, взглядов и предпочтений.
Комиксы на социальную тематику
Социальная тематика в полной мере раскрыта среди альтернативы, поскольку волнующие автора темы здесь могут преподноситься прямо и бескомпромиссно, а не тонко и завуалированно, как это бывает в супергероике.
Любая сфера человеческой деятельности, глобальная или локальная — борьба за права, семейные отношения, религия, внутренние самокопания, жизнь «маленького» человека, алкоголизм, — может обсуждаться и рассматриваться автором настолько, насколько ему это интересно. В результате мы зачастую получаем невероятно проникновенные и впечатляющие своей глубиной труды.
Пародийные комиксы
Еще одно направление альтернативы, от которого никогда не знаешь чего ожидать. Ведь здесь авторы дают волю фантазии в узнаваемых нами сферах поп-культуры — это могут быть и карикатуры на персонажей известных фильмов, мультфильмов и комиксов, и пародии на известные франшизы и субкультуры, и авторская вариация того или иного персонажа, и даже целые комикс-адаптации литературной классики.
Подобная разновидность альтернативных комиксов обязательно придется по вкусу любителям сатиры, поклонникам и знатокам поп-культуры, а также просто ценителям тонкого и не очень юмора в отношении известных произведений искусства.
Подростковые комиксы
За последние годы сформировалась отдельная категория альтернативных комиксов, которые будут интересны в первую очередь людям школьного возраста — в силу поднимаемых в этих комиксах тем. К примеру, тема взросления, влюбленность, игры, проблемы в школе и другие.
Такие комиксы непременно находят отклик в любой возрастной категории — так, «Скотт Пилигрим против всех» уже считается комикс-классикой, даже получившей киноадаптацию. Тем не менее непосредственно тематика подобных комиксов в первую очередь близка именно читателям в возрасте от 12 до 18 лет.
Топ-5 альтернативных комиксов, с которых можно начать
Саймон Хансельманн, «Мэгг, Могг и Сова»
Австралийский художник комиксов Саймон Хансельманн придумал маленький мирок с очередным выводком социально неадаптированных членов, чьи приключения призваны в насмешливой форме изобличать проблемы «маленького человека» в современном мире и обнажать болезненный отрыв молодых людей от воспитавшего их общества.
Герои книги: зеленокожая ведьма Мэгг, ее говорящий кот Могг и вечный лузер Сова — белый воротничок, клерк-неудачник и тот, кого здесь порой действительно очень жаль.
Персонажи заняты лишь тем, что живут в эпическом бардаке и его же оставляют после себя, не способные ни на что, кроме этого. В собранных в книге комиксах много юмора не для всех, очень много мата (на нем здесь не ругаются, а разговаривают) и шутки ниже пояса. Если у вас в школе был половозрелый приятель с тестостероном вместо мозга, сильно отмороженный и считающий себя экспертом в вопросах про «это», то общий уровень данной книги вы можете себе представить.
Евгений Киямов, «Ирвинг, злой волшебник»
Комикс рассказывает об Ирвинге, существе с магическими способностями, неясным происхождением и весьма подвижным моральным компасом. Он ниже ростом, чем гномы, на его руках и ногах по четыре пальца, в глазах нет радужной оболочки, а вместо носа — красная точка, сильно разбухающая, если по ней ударить.
Ирвинг является придворным волшебником при дворе короля Гвалтуса и выполняет все сумасбродные поручения монарха. Например, в первом выпуске король отправляет Ирвинга в ад, чтобы вытащить оттуда Йозефа Геббельса, министра пропаганды Третьего рейха.
Комикс пестрит разнообразными и качественными шутками. Помимо ироничного стеба и постмодернистских шуточек встречаются также текстовые остроты и визуальный юмор. Общий настрой шуток колеблется между милым и отвратительным состояниями и в целом напоминает гибрид «Смешариков» и «Южного парка».
Брайан Ли О’Мелли, «Скотт Пилигрим против всех»
«Скотт Пилигрим» — очень необычный комикс. Когда Брайан Ли ОʼМэлли закончил первый том истории про 23-летнего басиста из Торонто, он думал, что ему удастся продать не больше тысячи копий. Вместо этого «Скотт Пилигрим» разросся до шести томов, миллионных продаж, а также фильма (снятого не кем-то там, а самим Эдгаром Райтом!) и игры. И не зря.
Одна из самых заметных черт смешивания двух стилей комиксов в «Скотте» — его основной конфликт: борьба с семью злыми бывшими берет вдохновение как из классических восьмибитных игр, так и из одного из классических приемов аниме, где очень часто главному герою противостоит какой-нибудь «босс».
Каждый персонаж «Скотта» — от самого Пилигрима, группы Sex Bob-omb и его соседа Уоллеса до Рамоны и ее семи бывших — не похож на другого и отлично проработан: у них есть свои черты характера и уникальный юмор. И именно поэтому история о том, как Скотт сражается за свою любовь, даже несмотря на солидный объем (около 1300 страниц), увлекает до самого конца и заставляет потратить всю ночь, чтобы узнать, чем же все закончится.
Джефф Смит, «Боун»
Выходивший с 1991 по 2004 год в виде нерегулярных выпусков комикс «Боун» американского художника Джеффа Смита при первом знакомстве кажется сугубо детским продуктом (прежде всего за счет рисунка, напоминающего диснеевские мультфильмы), но очень быстро невероятное обаяние этой истории и ее персонажей подчиняет себе читателей самых разных возрастов. К тому же поначалу забавная история неумолимо дрейфует в сторону темного фэнтези и под конец может соперничать с «Игрой престолов» по накалу страстей.
Создатель «Боуна» Джефф Смит признавался, что в детстве мечтал найти по-настоящему большой комикс — к примеру, историю об очередном приключении дядюшки Скруджа, которая была бы размером с «Войну и мир». А когда такого комикса не нашлось, решил написать его сам.
При этом «Боун» ни разу за все пятьдесят пять выпусков не теряет очарования. Яркие и запоминающиеся персонажи выведены с большой любовью, а повествование, хоть и становится серьезнее, до самого конца сохраняет юмор и непробиваемый оптимизм.
Чарльз Бернс, «Черная дыра»
Перед нами толстый, состоящий из 12 глав, графический роман, выполненный в черно-белых тонах. У комикса достаточно простой сюжет. В мире свирепствует некая болезнь, от которой люди превращаются в уродов, страшному недугу подвержены только подростки, зараза передается исключительно половым путем, заболевшие становятся изгоями и прячутся от здоровых людей, возможно даже, что за ними охотится полиция.
Ответить на вопрос «Про что же эта книжка?» довольно просто. Она про взросление. Подростки во время полового созревания чувствуют себя уродами: их тело меняется, они сами меняются. Таинственная болезнь — всего лишь метафора.
Но ценна «Черная дыра» вовсе не историей и не простой идеей. Ценна она прежде всего аффектом.
Она сделана как-то так, что при чтении очень легко оказаться где-то между текстом и картинкой, в той самой черной дыре, что вынесена в заглавие. Простая история рассказана не так просто, как можно было бы представить. События показаны непоследовательно, они наползают друг на дружку, как в дурном сне. Герои постоянно что-то вспоминают, что-то рассказывают друг другу, порой оказывается, что нужные для понимания хода истории факты даются нам в рассказе в рассказе в рассказе.
Голова идет кругом на поворотах банальной истории про первую любовь. В лесу висят зловещие куклы, за углом поджидают бомжеватые мутанты, персонажи хлещут водку, употребляют запрещенные вещества и все сильнее увязают в проблемах, нытье и отчаянии. И даже если читатель попытается собрать весь этот пазл, выстроить общую хронологию «Черной дыры», то неминуемо натолкнется на ряд нестыковок.
И то ли автор так и задумывал, то ли специально игнорировал формальности сюжета. Возможно, «Черная дыра» — это поток сознания двух героев. Возможно, они выдумали друг друга. Возможно, они приснились друг другу. Возможно, их повседневная жизнь — всего лишь видение, которое пришло к ним в очень и очень нехорошем месте, и им только кажется, что это место всего лишь снится.
Зачем читать альтернативные комиксы?
Мы постарались собрать наиболее яркие и запоминающиеся примеры альтернативных комиксов, знакомство с любым из них подарит вам незабываемый опыт и, надеемся, станет только первым шагом в изучении этого направления.
Альтернативные комиксы придутся по вкусу всем, кто читает книги, смотрит кино и вообще живет.
Не углубляясь в культурологические описания, можно сказать, что истории про супергероев, считающиеся мейнстримом, — это что-то вроде сериалов и блокбастеров. А авторские комиксы сравнимы с авторским кино. Это не значит, что они занудные и их приходится читать через силу. Это значит, что они требуют к себе более пристального внимания и не просто развлекают читателя, а навсегда меняют для него представление о комиксах, искусстве и жизни в целом.