Автор: Юрий Петерс

Олдфаги не помнят, ньюфаги не знают, но еще лет 10—15 назад каждый класс в школе и группа в универе обязательно включали нескольких “неформалов”. И зачастую это были не одиночки — до половины учеников в коллективе могли быть членами той или иной субкультуры: эмо, готы, рэперы, рокеры, панки и гопники, ролевики, скинхеды, анимешники, футбольные фанаты.

К сожалению или к счастью, пик популярности субкультур закончился в нашей стране примерно после 2010 года.

Так почему же раньше субкультуры были настолько популярны и куда они делись сейчас? И делись ли вообще — может, они просто трансформировались во что-то другое?

Зачем вообще вступали в субкультуры: комментарий психолога

Основная часть участников субкультур начинает проявлять интерес к таким группам в позднем подростковом возрасте и в юности. Именно в это время начинается поиск собственного уникального «Я», поиск своей идентичности, тестирование своих возможностей и т.п. А наибольший интерес представляет общение. Приплюсуйте сюда глобальное информационное пространство, дающее возможность подобрать себе сначала интересы, а потом и группу по этим интересам. Веер возможностей — выбирай! С одной стороны, идет процесс утверждения своего «Я», некоторое отрицание привычных ценностей. С другой — хочется принадлежать той самой своей «стае» со своими правилами и ценностями. Такая группа становится моделью большого общества, где человек оттачивает необходимые навыки взаимодействия, общения с другими людьми. Но делает это в наиболее комфортной для себя среде. Не забываем, там еще и максимально интересно!Ольга Айметдинова, психолог-консультант, г. Москва

Какие субкультуры были раньше

В нулевые — период расцвета субкультур в России — они были максимально яркими, непохожими друг на друга и многочисленными. Если копать глубоко, можно выделить до нескольких десятков разных субкультур, но мы остановимся на основных: эмо, готах, рокерах и панках.

Эмо

Эта субкультура обрела популярность и практически умерла всего за десятилетие. Название “эмо” происходит от английского слова emotional — “эмоциональный”. Характерными особенностями эмо были:

●  Музыкальные вкусы: эмокор, поп-панк

●  Стиль: черно-розовые цвета в одежде и аксессуарах, черные волосы, длинная челка, закрывающая один глаз; символы черепа с костями, разбитого сердца, плюшевые медведи. Часто делали пирсинг, “тоннели” в ушах

●  Мировоззрение: считались очень эмоциональными и романтичными, но доминирующее настроение — депрессивное. Также считалось, что эмо склонны к суицидальным мыслям

Подробнее читайте об эмо в нашем большом исследовании здесь

Готы

У этой субкультуры история намного длиннее, чем у эмо. Первые готы появились в конце 70-х годов в Великобритании, и, по сути, субкультура продолжает существовать до сих пор, вот только последователей стало намного меньше.

●  Музыкальные вкусы: готик-рок, готик-метал, дарквейв

●  Стиль: основной цвет — черный, и в одежде, и в макияже. Также готы любят стальные и серебряные аксессуары: кольца, цепочки, кулоны. “Трушные” готы вообще заказывали вещи у дизайнеров, чтобы те были уникальными и отвечали всем требованиям моды, но далеко не у всех были на это деньги. Среди распространенных элементов одежды — кожаные сапоги и тяжелые ботинки, корсеты, плащи. Все, конечно, черное

●  Мировоззрение: готов, как и эмо, интересует тема смерти. Принято считать, что по характеру они пессимистичны, замкнуты в себе, циничны и все время спокойны. Многие готы интересовались оккультизмом и мистикой

Рокеры

У этой субкультуры нет таких четких границ, как у двух предыдущих. Во-первых, потому что она основана только на музыкальном жанре, без дополнительных элементов — моды, мировоззрения и т.д. Во-вторых, жанров рок-н-ролла огромное множество: от поп-рока до нойза. Но все же можно условно выделить общие черты:

●  Музыкальные вкусы: ну тут просто — весь рок от инди до хардкора

●  Стиль: единого стиля у рокеров нет. Чаще всего встречались такие черты: длинные волосы у мужчин, удобная практичная одежда, обычно кожаная, штаны — грубые джинсы, обувь — ковбойские “казачки”. А косуха — байкерская кожаная куртка — вообще главный элемент гардероба любого рокера

●  Мировоззрение: рок считается музыкой протеста, соответственно, и у рокеров создался имидж бунтарей, не согласных терпеть несправедливость. Брать от жизни все — еще один негласный девиз рокеров, поэтому многие из них злоупотребляли алкоголем и наркотиками

Условно к рокерам можно отнести и панков — у них схожие музыкальные вкусы, любовь к кожаной одежде и бунтарство. Вот только панки всегда были более радикальными: отвергали нормы морали и закона, часто дрались, устраивали дикие слэмы на концертах. Отличительными чертами панков были ирокез, кожаная куртка на голое тело и нелюбовь к гигиене.

Почему субкультуры сейчас менее заметны

Что же стало с этими и другими субкультурами нулевых: куда они пропали и почему больше не на слуху? Точного ответа нет, но есть несколько правдоподобных версий.

Все перешли в Интернет

Одна из главных целей субкультур — самовыражение, и раньше заниматься этим приходилось в реальной жизни, поскольку других способов просто не было. Сейчас же выражать свою индивидуальность необычным внешним видом или поведением просто неэффективно.

Гораздо проще сделать это в сети: поставить на аватарку любимого певца, подписаться на группы по интересам и там же найти единомышленников — для этого больше не нужно ходить на неформальные “сходки” и фестивали. Соответственно, нет нужды причислять себя к той или иной субкультуре.

Субкультур стало так много, что в них больше нет смысла

Разнообразие музыкальных жанров, стилей одежды и образцов для поведения еще каких-то пятнадцать лет назад было значительно меньшим, чем сейчас.

Сегодня направлений для самовыражения настолько много, что каждый отдельный человек может представлять собственную уникальною субкультуру. Музыкальные жанры появляются десятками каждый год, мода меняется еще быстрее, и в таких условиях придерживаться какой-то одной субкультуры — сложно и непрактично.

Версия психолога

Мне кажется, общество стало более пестрым, а субкультуры стали менее закрытыми. Чаще мы сталкиваемся с ситуационной идентификацией, есть повод — собрались, пообщались, проявились. И потом, как оценивать выраженность субкультур? Скорее всего, по атрибутике — в первую очередь по внешнему виду. Но благодаря доступности товаров и информационной свободе многое стало проникать в массовую культуру. Элементы внешнего вида представителей субкультур стали модными. Ряд субкультур базируются на отличительных музыкальных предпочтениях — но это не самый ярко выраженный элемент. Если ваш сосед не бузит по ночам и не мешает своей музыкой, вы и не узнаете, на какие тематические вечеринки он ходит. Вот еще один фактор — разобщенность современного общества, люди слишком погружены в собственные проблемы, чтобы их интересовало проявление субкультур.Ольга Айметдинова, психолог-консультант, г. Москва

Но все-таки есть ли субкультуры сейчас?

Хипстеры, анимешники, АУЕ-шники, винишки и т.д. — можно ли сейчас выделить какие-нибудь субкультуры, актуально ли это понятие?

Group of teens making activities in an urban area. concept about youth and friendship
Субкультура — это далеко не просто группа людей, объединенная какой-то внешней атрибутикой. Понятие субкультуры намного шире. Это социальная группа, базирующаяся на определенных жизненных стилях, разделяющая определенные специфические ценности и транслирующая определенное поведение. Если брать только молодежные субкультуры, то сегодня популярно все, что связано с современными технологиями, визуальной культурой и вымышленным миром. Например, геймеры, косплееры, анимешники, фурри, веб-панки и прочие. Естественно, остаются традиционные — болельщики, реконструкторы, ролевики, рокеры — уже совсем не молодежные. Ну и, конечно, хипстеры, которые прочно держат свои позиции долгое время, несмотря на постоянное видоизменение этой субкультуры.Ольга Айметдинова, психолог-консультант, г. Москва

Основное отличие новых субкультур сейчас — их взаимовлияние. Условно говоря, раньше рэперы слушали рэп, гопники — шансон, эмо — эмокор, а готы — готик-метал. Встретить рокера с Гуфом в плеере было невозможно.

Сейчас же это деление намного более гибкое: хипстер может с удовольствием слушать рэп, а рэпер — любить аниме или носить одежду с символикой рок-групп.

Но все же говорить о полном отсутствии субкультур нельзя — часть из них трансформировались и подстроились под массовую культуру; часть — стали малочисленными и незаметными, но остались верны своим идеалам.

Этой статьей мы открываем серию материалов о молодежных субкультурах. Попробуем глубже исследовать эту тему, разобраться в особенностях популярных субкультур и поговорить с их представителями.

Подписывайтесь на блог и следите за материалами — будет интересно!