Длинные новогодние праздники — идеальное время, чтобы провести время за чтением увлекательной книги. Зима за окном не располагает к долгим прогулкам. А этот год нам еще подкинул вездесущий вирус, который также отбивает желание лишний раз выходить из дома. Поэтому мы сделали подборку того, что можно почитать на новогодних выходных. Постарались собрать художественную литературу разных жанров, увлекательный и полезный нон-фикшен и удивительные комиксы.

Художественная литература на новогодние праздники

Путешествовать по вымышленным мирам, находясь при этом в мягком кресле, — вот один из главных плюсов художественной литературы. В нашу подборку мы постарались включить книги разных жанров: от магического реализма до ужасов. Объединяет книги из нашего списка две вещи: все это продуманные и глубокие произведения со сложной структурой и каждая из этих книг увлекательна настолько, что затягивает в свой мир с первых страниц.

Принты для настоящих ценителей литературы

Джон Краули «Ка: Дар Дубраули в руинах Имра»

ка

Герой книги Дар Дубраули — ворона, но не совсем обычная. Первым из всех ворон он обзавелся собственным именем и получил в дар Самую Драгоценную Вещь, которая дала ему способность путешествовать между миром людей и миром ворон. Теперь он не умирает насовсем, но возрождается через определенные промежутки времени, сохраняя память о предыдущих жизнях. И в каждом своем рождении Дар Дубраули вновь и вновь оказывается в одной и той же роли: он, ворона, служит посредником между мирами, проводником, знающим путь в царство мертвых и умеющим показать его живым. 

«Ка» — сложный, многослойный и очень медлительный роман. В нем полно приключений, но мало чего-то, похожего на экшен; множество персонажей, но большинство набросаны несколькими штрихами. Диалоги загадочны и полны скрытых смыслов, многие эпизоды требуют перечитывания и обдумывания. Этот роман не получится просто проглотить за раз, и не всем он окажется по зубам. И тем не менее такое масштабное путешествие в мифологическую реальность стоит того, чтобы хотя бы попытаться проделать его вместе с Даром. Странный, но глубокий и наводящий на размышления роман о жизни и смерти в контексте мифологии.

«Криминальное чтиво и не только»

криминальное чтиво

Это третий том детективной антологии, в которой в прежние годы выходили книги «Не только Холмс» и «Только не дворецкий». Все три тома созданы участниками знаменитого переводческого семинара под руководством Александры Борисенко и Виктора Сонькина. В книгу, посвященную на сей раз развитию жанров американского детектива, вошли двадцать пять новелл двадцати пяти авторов. Это и классические интеллектуальные головоломки в лучших традициях английских детективов, и произведения из разряда «убийство в запертой комнате», и описание приключений мошенников и авантюристов. 

Но центральное место в сборнике отведено, конечно, «крутому детективу» и его младшему собрату «нуару», уникальным жанрам, которые могли родиться только в Америке этого бурного периода, в мире гангстеров и продажных полицейских, подпольных баров и игорных домов, джазовых импровизаций и Великой депрессии. Отдельного внимания заслуживает масштабный комментарий, рассказывающий об особенностях времени создания произведений — от устройства судов и полицейских отделов до увлечения психоанализом и тонкостей уголовного права.

Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него»

петровы в гриппе

Главный герой — 27-летний автослесарь Петров — почувствовав, что заболевает, принял какую-то ядреную микстуру на спирту и здраво рассудил, что за руль лучше не садиться. По дороге с работы Петров встретил давнего приятеля Игоря Дмитриевича Артюхова, сидевшего на пассажирском сиденье катафалка. Как положено, мужчины выпили за встречу (прямо в катафалке, над гробом), потом еще и еще, затем — в гостях у общего знакомого, странноватого философа Виктора Михайловича. Так, стопка за стопкой, Петров обнаружил себя через несколько часов все в том же катафалке, совершенно разбитым алкоголем и болезнью. И поковылял домой.

«Петровы в гриппе и вокруг него» — роман не о семье, а о человеке и сущностях внутри и вокруг него. О беспомощности, о подавленных амбициях и в целом — о довольно надломленном и разбитом типе личности. В какой-то степени неуклюжем и будто нарочно исковерканном. Последнее идеально подчеркнуто самим текстом — лексикой и синтаксисом. Повествование в романе выстроено тщательно, сюжетные, образные переклички, пересечения, значимые детали или мимоходом брошенные слова — все это стягивает текст в довольно сложный узел. И чтобы распутать эту головоломку, нужны терпение, внимание и время.

Адам Нэвилл «Никто не уйдет живым»

никто не уйдет

Жизнь главной героини Стефани Бут катится под откос из-за постоянных проблем с деньгами и долгов. Поэтому, когда она умудряется снять квартиру по удивительно низкой цене, ей кажется, что череда неудач закончилась. Но ее новый дом таит в себе немало тайн. По ночам Стефани слышит странные звуки: что-то скребется под полом, в соседней пустой квартире рыдает женщина, а из-под кровати доносится треск рвущегося полиэтилена. Стефани кажется, что в ее комнате кто-то есть, хотя она запирает дверь на ночь и не вынимает ключ из скважины до самого утра. Вскоре голоса становятся враждебнее, странные события нарастают как снежный ком, становясь всё более причудливыми и иррациональными, а сам дом оказывается настоящей ловушкой. Стефани надо отсюда сбежать, пока местные жители не добрались до нее первыми. Только это не обычная история о привидениях, и правда будет куда страшнее, реальнее и древнее.

Безжалостный, шокирующий, страшный и пугающий роман, «Никто не уйдет живым» — это лучшая история о доме с привидениями, написанная за долгие годы. То, что автор может постоянно поддерживать ощущение страха на протяжении текста такой длины, — это настоящее достижение, книга погружает читателя в атмосферу кошмара с самого первого абзаца и не отпускает до самого конца.

Микаэль Ниеми «Сварить медведя»

сварить медведя

Главные герои романа — интеллигентный пастор Лестадиус и его представитель племени саамов Юсси — проживают в глухой деревушке в Швеции. Читают книги, собирают редкие растения, мечтают о дне, когда все дикие народы узрят Христа, и вдруг случается страшное: с хутора пропадает молодая пастушка, и, судя по следам на месте преступления, ее задрал медведь. Крестьяне хватаются за вилы, но Лестадиус и Юсси уверены, что виноват вовсе не зверь, а человек. И впереди деревню ждут новые преступления, ведь страшный злодей не успокоится. С Божьей помощью они решают сами разыскать преступника.

Микаэлю Ниеми удалось сплести прочное текстовое полотно — правдоподобное и страшно затягивающее. Вас словно выдергивают из цивилизованного мира со всеми привычными удобствами и переносят в шведскую глухомань, где простая рана или роды могут стать смертельно опасными, за водой надо идти несколько верст, а полноценная баня случается в лучшем случае раз в несколько недель. Это ощущение присутствия — признак хорошего исторического романа. Читая его, хочется надеть шерстяные носки, чтобы не отморозить пальцы. Но это еще и добротный детектив. Лестадиус и Юсси напоминают эдаких Шерлока и Ватсона, которые, предваряя эру прогресса, пытаются расследовать запутанное дело с помощью дедукции, наблюдательности, сбора улик и снятия отпечатков пальцев — технологии столь новаторской, что ее даже нельзя пока использовать в суде. А еще это история о вере, о поиске Бога, о человеческой природе, о книгах и о любви, такой слепой и глухой, что прощает любое предательство. Чего еще требовать от хорошего зимнего чтения? 

Научно-популярная литература для долгих зимних выходных

Чтобы отвлечься от вымышленного мира художественной литературы, предлагаем ознакомиться с нашей подборкой научно-популярных книг. Мы снова постарались максимально расширить критерии подбора и включили в список, во-первых, книги, которые затрагивают фундаментальные темы, вплоть до происхождения всех вещей во Вселенной; во-вторых, книги, которые максимально дружелюбны к читателю. Вам не придется ломать голову и каждые пять минут заглядывать в словарь. Все, что от вас требуется, — это открыть книгу и погрузиться в удивительный мир научных фактов и сложных взаимосвязей.

Принты для поклонников науки

Альберто Мангель «История чтения»

история чтения

«История чтения» с тем же успехом могла называться и «Историями о чтении», и «Историей чтецов». В ней есть и то, и другое, и третье. Альберто Мангель начинает с себя, своего опыта чтения, работы в книжном магазине и доставшейся ему по удивительной случайности должности личного чтеца у ослепшего Борхеса.

Пытаясь осмыслить, какое значение для него имеет процесс чтения, Мангель погружается в исследование истоков такого привычного, но в то же время удивительного действия. Он рассказывает о том, что изначально чтение носило утилитарный характер и нужно было только для того, чтобы узнать, сколько продано баранов. О том, как в разное время обучали чтению и как некоторым приходилось бороться за обладание этим навыком. О том, что до средних веков чтение про себя было редкостью и сам Блаженный Августин поглядывал с подозрением на поглощающего текст таким образом Амвросия.

«История чтения» не совсем исследование. Это, скорее, набор личных заметок, долгий рассказ, перепрыгивающий с истории на историю, с эпохи на эпоху. Книга эта — ни в коем случае не сборник отрывков биографий знаменитых писателей. Она скорее о знаменитых читателях. О тех, без кого знаменитым писателям просто нечем было бы заняться. И о зарождении и многократном перерождении чтения как процесса.

Софья Багдасарова «Воры, вандалы и идиоты: криминальная история русского искусства»

воры вандалы

Из новой книги Софьи Багдасаровой вы узнаете всё о том, как совершаются преступления в российских музеях и кто обычно бывает преступниками. Все описанные в книге кражи, аферы и акты вандализма — совершенно реальные исторические события, и именно поэтому они особенно удивительны. Они абсурдны — и поэтому книга наполнена особенным, абсурдным юмором. Глупость, надежда на авось и пьянство — вот то, что отличает русские преступления в сфере искусства:

  • Отковырять 602 бриллианта от икон и три дня прятаться за иконостасом, чтобы потом изнемочь от голода и жажды и в буквальном смысле свалиться на голову полицейским.
  • Средь бела дня зайти в Эрмитаж и вырезать холст из рамы, сложить его в несколько раз… А потом подбросить картину видному политику.
  • На глазах у публики вынуть картину из рамы, оставить на брошенной раме свои отпечатки пальцев, потом спрятать картину на стройке. И быть арестованным на следующее утро.
  • Разбить по пьяни камнем окно музея, выпить еще, забыться сном на антикварной мебели. И быть взятым с поличным — с единственной бронзовой статуэткой.

Помимо увлекательных криминально-юмористических рассказов в книгу включены нормальные журналистские статьи про абсолютно дикие российские преступления, а также инсайдерские интервью от представителей современного арт-рынка, которые пожелали остаться анонимными, но зато раскрыли потрясающие подробности теневого антикварного бизнеса.

Нассим Талеб «Рискуя собственной шкурой: Скрытая асимметрия повседневной жизни»

рискуя собственной шкурой

Нассима Талеба знают в профессиональных кругах как опытного трейдера, экономиста и финансиста. Помимо этого, он пользуется большой известностью как литературный популяризатор, автор многочисленных статей, эccе, очерков и книг. «Рискуя собственной шкурой» — книга в определенной степени провокационная, дерзкая, а местами даже грубая и резкая. Ее презентация наделала много шума среди читателей. О ней продолжают говорить и сейчас — оправдывая, рассуждая, негодуя, — профессиональные финансисты, трейдеры, политики, экономисты и простые обыватели, которые заинтересовались темой, поднятой Талебом.

В книге автор акцентирует внимание на умении отличать лицемерие от честности, а подлость — от благородства. В качестве примеров он берет крупнейшие исторические фигуры и с разных ракурсов рассматривает их поступки и действия, противопоставляя и анализируя. На страницах «Рискуя собственной шкурой» упоминается теория пассионарности, двойного либерализма, консерватизма, демагогическая сторона различных социокультурных устоев и т. д. И все это — настолько простым языком, что в какой-то момент возникает ощущение доверительного диалога напрямую с автором, минуя такие сложные условности, как многоступенчатая терминология, базовое экономическое образование и прочие условности научного мира.

Билл Брайсон «Краткая история почти всего на свете»

краткая история

«Краткая история почти всего на свете» Билла Брайсона — самая необычная энциклопедия из всех существующих! И это первая книга, которой была присуждена престижная европейская премия за вклад в развитие мировой науки имени Рене Декарта. В книге Брайсона умещается вся Вселенная от момента своего зарождения до сегодняшнего дня, поднимаются самые актуальные и животрепещущие вопросы: вероятность столкновения Земли с метеоритом и последствия подобной катастрофы, темпы развития человечества и его потенциал, природа человека и характер планеты, на которой он живет, а также истории великих и самых невероятных научных открытий.

Прослеживая цепь событий, от сотворения нашей Вселенной и до появления активно развивающегося разума, т. е. нас с вами, Билл Брайсон хочет нам сказать, что это был долгий и тернистый путь, наполненный самыми невероятными событиями. Это была настолько витиеватая и хрупкая дорога, что она могла привести нас в совсем другой мир. И то, что наша история оказалась именно такой, это просто чудо.

Стивен Фрай «Мифы»

миф

Античная мифология — это, безусловно, фундамент западной цивилизации. Вы можете сколько угодно цепляться за национальные корни, интересоваться мифологией своего народа, но перед обаянием греческих мифов вы устоять не способны. Они проникли во всю мировую литературу и добрались даже до массовой культуры. 

Стивен Фрай показывает тот момент, когда сюжет мифа, в котором, несмотря на чудеса и превращения, речь идет о понятных всем вещах (безумной страсти, смертельной обиде, черной зависти, всепожирающей ревности, ярости матери, которая потеряла сыновей), превращающихся из чувств в нечто вечное. Ведь как обычно мы воспринимаем античность? Были персонажи, любили и страдали, их то трагическая, то счастливая история наконец подошла к концу, и вдруг они становятся мраморными статуями из музея, которые нам показывает бездушный и уставший экскурсовод. Иное дело Фрай — он экскурсовод с волшебной палочкой, у него статуи заново становятся живыми. Одеревеневшие за тысячелетие бесконечных повторов сюжеты он делает более пронзительными, вернее, возвращает им ту первоначальную свежесть, которая была во времена, когда эти истории пересказывали слепые сказители.

Комиксы и графические романы для новогодних праздников

Напоследок сделали подборку рисованных историй, которые помогут скоротать зимние вечера. Постарались включить в подборку как и многоплановые комиксы с глубоким продуманным сюжетом, так и просто увлекательные истории, полные экшена, неожиданных поворотов и ярких персонажей. 

Принты для любителей комиксов

Грант Моррисон «Клаус»

клаус

Как несложно догадаться, это история происхождения личности, известной нам как Санта Клаус — само собой, без какой-либо привязки к реальности, а максимально фэнтезийно-фантастично и с упором на сказочность происходящего. Автор отправляет читателя в выдуманный город Гримсвиг, узурпированный злобным лордом Магнусом, который просто взял и запретил населению проводить праздники и хоть как-то радоваться жизни. Он вынуждает всех взрослых горбатиться до полусмерти в шахтах, а у всех детей отбираются любые подобия игрушек в пользу сына властвующего тирана. Ранее живший там Клаус, который нынче ведет жизнь отшельника, получает от лесных эльфов особый дар и вступает с тираном в борьбу. Чтобы все было не простой историей о добрых крестьянах против злых богачей, во второй половине появится еще и третья сторона, которая внесет смуту в стандартное положение дел.

В процессе чтения чем дальше, тем больше будет прибавляться — и экшена, и интриг, и героических поступков, и даже для драмы найдется местечко. Моррисон берется за осовременивание фольклорного персонажа и, будучи профессионалом, не забывает, про что рассказывает, и постоянно вплетает в повествование рождественские символы — сани, трубы, подарки. Не стоит ждать от комикса взрывающих мозг событий или мрачного реалистичного средневековья. Это простая и светлая история о Рождестве. 

Люк Пирсон «Хильдафолк»

хильдафолк

Любознательная и неугомонная Хильда живет в горной долине. Пока ее мама работает, девочка исследует мир в компании своего питомца Твига — не то лисы, не то олененка. Хильда с мамой — единственные люди в долине, зато по соседству с ними обитают сверхъестественные существа: тролли, эльфы, морские духи и великаны. И это не кажется Хильде необычным, ведь в ее мире фантастическое — часть повседневности. Мама велит ей держаться подальше от неприятностей, но девочка нарушает это правило с завидным постоянством.

Комикс может похвастаться профессионально выстроенными историями. Люк Пирсон нагнетает саспенс, делая повествование притягательно-жутковатым, чтобы в кульминационный момент снять напряжение тонким юмором. Главная героиня, большеглазая Хильда, не боится рисковать, чтобы удовлетворить свое любопытство; ее поведение не укладывается в гендерные рамки. По словам автора, героиня не имеет с ним самим ничего общего, но у нее есть качества, которыми он хотел бы обладать в детстве. А еще от «Хильдафолка» веет фирменным скандинавским «хюгге». Ощущение уюта и безопасности, когда за окном ненастная погода, — вот с чем ассоциируется комикс о синеволосой девочке. Философия уюта подчеркивается буквально всем: обложками каждого тома, похожими на теплые свитера, вниманием к природе, цветовой гаммой. 

Скотт Макклауд «Скульптор»

скульптор

Книга повествует о скульпторе по имени Дэвид Смит. Дэвид — типичный неудачник. Побыв на вершине Олимпа искусства, Смит быстро падает вниз. Он лишается славы, его работы никому не нужны, девушка бросила, в спину дышит злой домовладелец, а последние гроши Дэвид пропивает в местной забегаловке. И именно тут его встречает дядюшка Гарри. Только вот незадача. Гарри умер много лет назад, а перед Дэвидом предстала сама Смерть. И она готова заключить с ним сделку, которая изменит его жизнь.

Скотт Макклауд наполнил свою книгу большим количеством символов, но каждый из них предельно прост и понятен. Он умело дергает за струны человеческой души, поднимая вопросы, которые каждый хоть раз, но задавал себе. Он прекрасно знает, что каждый человек глубоко внутри мечтал стать певцом, писателем, актером, но жизнь расставила все иначе. И именно на этом строится сопереживание главному герою, который не перестает бороться и желает добиться признания. Но даже с чудесным даром Дэвид не в состоянии произвести на свет шедевр, ведь все равно он остается человеком, который, разбив одни границы, заключает себя в другие.

Если вы любите истории о стремлении к мечте или хотите увидеть реальных людей, которые совершают ошибки, оступаются, но не теряют надежды, то эта история для вас. «Скульптор» — меланхоличная, романтичная, откровенная и прекрасная в своей простоте история, полная замечательных персонажей. 

Алехандро Ходоровски «Инкал»

инкал

«Инкал» — это комикс-космоопера, повествующая о герое, поднимающемся из грязи прямиком в спасители галактики. Джон Дифул находит первую часть могущественного артефакта Инкал, который нужен всем и сразу. Завязка весьма тривиальная, но она лишь служит отправной точкой для последующих событий, в которых найдется место любви, войне и куче интригующих секретов.

Несмотря на свой почтенный возраст и очень плотное повествование, комикс довольно легко и просто читается. «Инкал» — это произведение, находящееся в постоянном движении: история стремительно несется вперед, перемалывая героев в бесчисленной кавалькаде событий, а герой и его спутники почти не задерживаются подолгу на одном месте. «Инкал» — работа комплексная и требовательная. Идеи Ходоровски не упорядочены в привычном для современного читателя виде и совсем редко преподносятся «в лоб». Комикс ошеломляет не только своей напористостью и динамикой, но и количеством подтекстов. Каббала, иудаизм, буддизм, дуализм, карты таро — все это, а также очень много дополнительного символизма будто бы беспорядочно разбросано по комиксу, переплетаясь друг с другом в замысловатых узорах и не складываясь самостоятельно в целостную и прозрачную систему. Словно Ходоровски и не хотел все это структурировать, оставив усилия на откуп читателю.

Алан Мур «V значит Вендетта»

в значит вендетта

После ядерной войны Британия превратилась в полицейское государство, погрязшее в пропаганде и насилии. На улицах Лондона появляется неизвестный в маске Гая Фокса и терроризирует город: устраивает взрывы, похищает людей, совершает жестокие убийства. Такими методами террорист V хочет избавить страну от жестоких правителей и показать народу дорогу к свободе. Удастся ли ему достичь своих целей и воспитать последователей?

Угловатый, мрачный рисунок, превалирующий черный цвет — как в декорациях, так и в душах персонажей, убийства, сумасшествие, интриги и, главное, изощренная жестокость героев позволяют с головой погрузиться в мрачную атмосферу тоталитарного государства. Ни один из персонажей, которые встречаются на страницах истории, не может претендовать на положительную роль: когда учителями человечества стали боль и страдание, трудно ожидать от кого-то, что он останется незапятнанным. Сюжет поначалу кажется довольно банальным — в самом деле, сколько уже придумано на тему «человек против системы»? — но обрастает все новыми конфликтами и противоречиями. В итоге на передний план выходит борьба тьмы и света в человеческой душе, противостояние героев собственному «я» в попытке найти ответ на вопрос: «Оправдывает ли цель средства?»

Надеемся, предложенные вашему вниманию списки книг и комиксов скрасят длинные зимние выходные. Может быть, откроют для вас новые имена или заставят по-другому взглянуть на окружающий мир. В любом случае знакомство с этими книгами не пройдет для вас бесследно, а сделает вас и вашу жизнь чуточку лучше и интереснее.