автор: Юрий Петерс

“Хирург спасает жизнь беззащитному мальчику, который вырастает и становится психопатом-убийцей. Врач, узнав об этом, пытается его найти и исправить свою ошибку”.

“На город обрушилось страшное землетрясение. Девочке-подростку с младшим братом нужно добраться домой через горящие и затопленные районы и узнать, живы ли их родные. Помочь им соглашается случайная незнакомка”.

anime tokyo magnitude
Аниме «Токийское восьмибалльное»

Оба эти сюжета отлично вписались бы в голливудский блокбастер, авторское кино для фестивалей, сериал для Нетфликса или литературный бестселлер.

Однако все они взяты из аниме (“Монстр”, “Токийское восьмибалльное”) — той самой японской анимации, которой, с одной стороны, восхищаются эстеты, а с другой — пренебрежительно называют “китайскими мультиками” и даже пытаются запретить. А Илон Маск публично признается в любви.

https://twitter.com/elonmusk/status/1054501056229588992

Чтобы подробнее разобраться в теме, мы запаслись специальной литературой и поговорили с людьми, которые многое знают об аниме.

Как появилось аниме?

Аниме — это общий термин для всей японской анимации: от мультиков для детей до серьезных произведений на взрослые темы.

Аниме зародилось в 1917 году, когда японские художники впервые попробовали “оживить” свои рисунки по примеру западных мультипликаторов. Первой японской анимационной работой считается пятиминутный “Новый альбом набросков” (Dekoboko shin gachou, 1917) режиссера и художника Дэкотэна Симокавы, который анимировал свои рисунки. В тот же год вышла работа Сэйтаро Китаямы “Сражение краба и обезьяны” (Saru kani kassen) на сюжет одноименной японской сказки.

Tale batle of the monkey
Сказка о сражении краба и обезьяны

Однако до 1960-х годов японская анимация развивалась не так быстро, как западная. Когда в Америке в 1932 году Уолт Дисней выпускает первый цветной мультфильм “Цветы и деревья”, в Японии открывается лишь первая студия, специализирующаяся на анимации, — Masaoka Film Production, которая годом позже снимает первое японское аниме со звуком: “Мир силы и женщин” (Chikara to onna no yononaka). Для примера, первый мультфильм со звуком на Западе вышел на 5 лет раньше, в 1928 году, — “Пароходик Вилли”.

В 1937 году Уолт Дисней выпустил свой первый полнометражный цветной мультфильм “Белоснежка и семь гномов”, а в Японии первое полнометражное цветное аниме появилось только в 1958 году — “Легенда о белой змее” режиссера Тайдзи Ябуситы.

Но все изменилось в 1963 году с выходом черно-белого анимационного сериала “Могучий Атом” (Astro Boy), снятого по одноименной манге Осаму Тэдзуки, про доброго мальчика-робота, который борется со злом.

tetsuwan atom

 Читать еще: «Любовь, смерть и роботы»  и другие анимационные хиты от Netflix

Сериал стал дико популярен: по всему миру продали порядка 100 млн копий оригинальной манги, его перевели на английский и транслировали в США, Австралии, Канаде и странах Азии. Журнал Empire поместил Могучего Атома на 43-е место в списке величайших персонажей комиксов. А IGN отдала “Могучему Атому” 86-е место в списке самых популярных мультипликационных сериалов. По словам Фредерика Шодта, американского автора книг о культуре Японии, “Могучий Атом” стал одним из национальных символов этой страны.

“Могучий Атом” заложил визуальные и сюжетные основы японской анимации и дал толчок к ее дальнейшему развитию. Так, “большие глаза”, приписываемые всем аниме, впервые появились у Могучего Атома. Кстати, продолжение сериала — “Могучий Атом — космический герой” — стало первым полнометражным аниме по мотивам ТВ-сериала.

Другие студии поняли, как это удобно — адаптировать многосерийную мангу под ТВ-формат, и один за одним стали выпускать аниме-сериалы: “Белый лев Кимба”, “Ведьма Салли”, “Секрет Акко-тян” и др.

Аниме «Белый лев Кимба»

Также один из популярнейших жанров манги и аниме — сёнэн (о жанрах подробнее поговорим ниже) — тоже обязан своей популярностью “Могучему Атому”, так как это аниме популяризовало сюжеты про мальчика с необычными способностями, который борется с трудностями и на протяжении сюжета взрослеет. “Dragon Ball”, “Наруто”, “One Piece” и другие популярные сёнэны продолжают эту традицию.

Почему аниме любят по всему миру?

Основной пик популярности пришёлся на начало 1980-х, во время, когда эпоха HannaBarbera (американской студии, создавшей “Тома и Джерри”, “Флинстоунов”, “Скуби-Ду” и пр. мультфильмы) на Западе подходила к концу, и на смену ей пришла серьёзная анимация, мультики, ориентированные на игрушки, дикий экшн и взрослый хардкор. Дети больше не хотели Мишку Йоги, дети хотели боевых роботов, взрывы, пришельцев и рисованного насилия. А никто в этом на тот момент не был так хорош, как японцы, для которых в аниме тех времён не было никаких рамок вообще. Японских художников начали нанимать и на рисование западных экшн-сериалов. Постепенно мода на такой контент ослабла, былой уровень популярности сохранила только классика вроде Хаяо Миядзаки. С приходом нулевых аниме неслабо трансформировалось, сделав больший упор на фансервис. Аудитория сильно поменялась, но популярность от этого только возросла. Сейчас большая часть японской анимации — это именно продукт для аудитории, авторские вещи встречаются всё реже, но попадание в спрос идеальное, потому и фанатов всё больше.Ahriman aka Дмитрий Грозов

российский художник, который известен тем, что адаптирует культовые кадры из мирового кинематографа под стилистику аниме

Почему в аниме рисуют такие большие глаза?

Какие основные визуальные характеристики аниме? Это экспрессивность во всём, динамика даже в исключительно статичных сценах, реакция персонажей на пределе переигрывания. В этом плане вы никогда не перепутаете аниме ни с чем другим.Ahriman aka Дмитрий Грозов, российский художник в стиле аниме

Киновед Борис Иванов в книге “Введение в японскую анимацию” отмечает, что в аниме графика обычно подчиняется установленным жанровым канонам. Это справедливо для ТВ-сериалов, которые рассчитаны на узкую целевую аудиторию и подстраиваются под нее.

Одной из главных визуальных особенностей аниме часто называют “большие глаза” персонажей. Однако тут стоит оговориться: все же первые показанные в аниме “большие глаза” создатель “Могучего Атома” Осаму Тэдзуки срисовал с мультфильмов Уолта Диснея, так что эта техника изначально была заимствованной.
big eyes

Сейчас “большие глаза” рисуют преимущественно из соображений символизма: чтобы наглядно подчеркнуть дружелюбие персонажа, его наивность, молодость, эмоциональность и открытость миру. Часто встречается у кавайных (милых, обаятельных) девушек. Однако у отрицательных, взрослых и пожилых персонажей, наоборот, глаза узкие и маленькие, так что говорить о единообразии здесь не приходится.

Еще одна характерная черта аниме-сериалов — разноцветные волосы. У самих японцев встречаются только черные и каштановые волосы, зато прически аниме-персонажей могут блистать всеми цветами радуги. Обычно цвет волос отражает характер персонажа:

  • белый — для скрытных, таинственных персонажей
  • черный — серьезных, строгих, мужественных
  • рыжий и красный — для вспыльчивых, гиперактивных
  • синий — покладистых, грустных, тихонь
  • желтый — дружелюбных, веселых, непостоянных
  • розовый — нежных, наивных, мягких
color haier

Отдельной визуальной манерой также считается стиль Тиби, в котором у персонажей непропорционально большие головы и маленькие туловища. Такой стиль используют в комедиях и детских аниме, чтобы подчеркнуть комичность персонажей и ситуаций.

Однако поскольку аниме объединяет работы всех японских мультипликаторов, в целом сложно говорить об единстве визуальных характеристик. Включите одновременно “Железобетон” Майкла Ариаса и “Твое имя” Макото Синкая и попробуйте привести их к общему знаменателю. Вряд ли это получится, визуальный стиль заметно отличается, хотя и то, и то — аниме. 😉

black and white to namaewa
Справа: «Твое имя», слева: «Железобетон»

Жанры аниме

Чтобы понять, насколько разным бывает аниме, стоит взглянуть на многообразие его жанров. Если брать традиционную жанровую структуру для кино — фантастика, детектив, триллер, комедия и пр., — то в каждом жанре наберется с десяток аниме-шедевров. Чего стоит триллер “Тетрадь смерти”, киберпанк “Призрак в доспехах”, драма “Актриса тысячелетия” или фэнтези “Принцесса Мононокэ” (в любви к которой признавался сам Илон Маск).

Однако есть и другая жанровая иерархия, чисто японская, которая зависит от пола и возраста зрителей. Так, на основе этих критериев автор “Введения в японскую анимацию” выделяет 5 больших разделов:

1. Кодомо — аниме для младшеклассников, без жестокости и насилия, с простым и веселым сюжетом. Популярные кодомо: “Покемон”, “Мой сосед Тоторо”, “Дораэмон”.

2. Сёнэн — аниме для парней-подростков (до 18 лет) про драки, дружбу и приключения. Примеры: “Шаман Кинг”, “Наруто”, “Блич”, “Боец Баки”.

3. Сёдзё — аниме для девочек-подростков (до 18 лет) про нежную романтику, первую любовь, дружбу. Популярные сёдзё: “Сейлор Мун”, “Кэнди-Кэнди”, “Неудержимая юность”, “12 лет”.

4. Сэйнэн — аниме для молодых и взрослых мужчин: серьезные темы, глубоко проработанный сюжет, психологизм, жестокость, черный юмор. Примеры: “Ковбой Бибоп”, “Самурай Чамплу”, “Берсерк”, “Монстр”, “Мастер Муси”.

5. Дзёсэй — аниме для женщин про отношения, драмы, глубокие переживания, потери близких. Примеры: “Брошенный кролик”, “Нодамэ Кантабиле”, “Кланнад”, “Нана”.

И уже на эти разделы накладываются классические жанры. Например, детектив для девочек-подростков “Охота на привидений” или детектив для взрослых мужчин “Монстр”.

Специфические жанры

Но не все классические жанры пришли в аниме с Запада. Были и обратные примеры. Самый яркий из них — фантастический жанр “меха”. Его отличительная особенность — большие человекоподобные роботы.

“Меха” зародился в Японии, но сейчас популярен и за ее пределами. Фильм “Тихоокеанский рубеж” про гигантских монстров, напоминающих Годзиллу, и таких же гигантских роботов-меха, которые с ними сражаются, — тому подтверждение. Схожесть фильма с аниме “Евангелион” и другими японскими меха отмечают многие критики.

Evangelion
Аниме «Евангелион»

Другой пример — франшиза “Трансформеры”, у истоков которой стоит японская студия Toei Animation, нарисовавшая в 1984 году первый сезон этого мультсериала.

Отдельно в аниме стоят традиционные (и не очень) жанры для взрослых: хентай, этти, яой, юри, гуро и прочие — не будем углубляться, желающие могут загуглить (только 18+). 😉

В целом аниме — сложный и многогранный пласт японской культуры, в котором можно найти и шаблонные поделки на один раз, и настоящие произведения искусства (например, работы Хаяо Миядзаки, Макото Синкая и других мастеров).

Японская анимация разнообразна и интересна разной аудитории: и любителям поразвлечься и отдохнуть, и тем, кто ищет в кино глубокий смысл и закрученный сюжет.

Можно ли считать аниме настоящим искусством наравне с кинематографом, литературой? Если мы говорим об аниме как о направлении анимации — абсолютно. Но как и в кинематографе и литературе есть вещи, бесконечно далёкие от искусства, так и в аниме они есть. Но это уже вопросы отдельных жанров и уровня исполнения. Ahriman aka Дмитрий Грозов, российский художник в стиле аниме

Это была вводная статья, открывающая серию материалов на тему аниме. Подписывайтесь на блог и следите за новостями — дальше еще больше интересного!