Меня попросили рассказать о том, как я — Игорь Кислицын, автор блога «Дитрих» — начал читать комиксы. Сначала мне казалось, что и рассказывать-то особо не о чем, но, раскладывая в голове свой «боевой путь», я вспомнил кое-что интересное.

Первое знакомство 

Мое первое знакомство с комиксами случилось лет в семь. Оно было таким же, как и у многих моих сверстников, — с купленным детским журналом, где была пара комиксов про Дональда Дака и его неугомонных племянников, история с Микки Маусом, что-то про Гуфи, и все в этом духе.

Вторым комиксом, который я очень хорошо запомнил, был выпуск из серии Gen-13, что издавался у нас на русском языке издательством «Ровесник». Скорее всего, вот этот выпуск:

На неокрепший ум ребенка приключения крутых супергероев и чрезмерно сексуализированные девушки подействовали впечатляюще. Помню, еще был выпуск Людей Икс. Но в целом всё это не оказало на меня достаточного эффекта — тогда постоянно читать комиксы я не стал. Ведь мое детское сознание было занято книжками и компьютерными играми. И если бы не одно обстоятельство, то я вряд ли бы пришел к комиксам.

В детстве у меня было два кумира — Арнольд Шварценеггер и Бэтмен. И сейчас я осознаю, как мне сильно повезло расти в ту пору, когда по телевизору крутили BTAS (Batman: The Animated Series. — Прим. ред.). По прошествии десятилетий я четко решил для себя, что это чуть ли не лучшая интерпретация персонажа.

Мультфильм был захватывающим, интересным, местами смешным, местами жутковатым и напряженным — то, что нужно для ребенка. Примерно в то же время пошли и фильмы о Бэтмене: сначала на кассете до дыр был засмотрен «Бэтмен навсегда» в гнусавом переводе, потом две первые части Бертона и «Бэтмен и Робин». Я могу еще долго рассказывать о любви к этому персонажу, но хочу донести до вас другое: в комиксы я попал из-за любви к конкретному персонажу и интереса к его первоисточнику.

Batman: The Animated Series

Что было дальше?

Затем мы переносимся вперед лет на 8—10 и оказываемся в 2010 году. Тогда я активно читал комиксы и одновременно писал о них маленькие обзоры, потом обзоры побольше, случайные новости индустрии, попытки более глубокого анализа и так далее. Скажу, что это очень серьезно повлияло на мое восприятие комиксов и на круг интересов в чтении.

Мерч для любителей комиксов

Не помню уже, зачем полез в комиксную публицистику, но в 2010 году я наткнулся на один из десятков сканлейтерских сайтов, на форуме которого зависал днями напролет и находил себе «друзей по интересам». Это был Comixopolis.com, от которого в будущем отпочковался сайт Comicsboom.

Сканлейт ― любительский перевод комиксов и манги на иностранный язык.

В то время комиксы я читал бессистемно и хаотично, и вот тут-то подарком небес для меня стала любовь редакции DC к обновлениям и перезапускам — в 2011 году стартовала эра New 52. Это было подлинным чудом — 52 серии С ПЕРВОГО ВЫПУСКА (на неопытного читателя комиксов это действует магически), да еще и понятные новичкам. Стоит ли говорить, что я бросился в сторону DC сразу же, как только узнал об этом, — собственно, этим и объясняется то, что из «большой двойки» лучше я знаком именно с комиксами этого издательства. Итог такой, что в комиксы я попал через супергероев.

“Большая двойка” ― Marvel comics и DC comics.

Лига Справедливости во вселенной NEW 52

О значении рисунка

Очень быстро я осознал, что комиксы — это не только супергерои и что помимо монументальных Marvel и DC есть еще и другие издательства. Но понимание того, что рисунок не обязательно должен быть максимально фотореалистичным и детальным, приходило гораздо дольше.

Даже став более открытым к стилизации, минимализму и в целом «нестандартному» рисунку, очень долгое время я воспринимал комиксы как набор поясняющих картинок и текст: монологи, диалоги, описания, закадровый текст и так далее. Скорее всего, здесь дело было в привычке читать книги и воспринимать именно текстовую информацию, но для чтения комиксов нужен определенный навык. К сожалению, не все к нему приходят, а это очень важно. 

У меня было две иконы среди художников комиксов: Джим Ли и Иван Райс. Но были и художники, которые мне категорически не нравились ― например, Фрэнк Куайтли.

Несколько лет назад я дорос до осознания такой вещи, как композиция кадров — расположение панелей относительно друг друга, что передает динамику, задает очередность событий, акцентирует внимание на конкретных событиях, и так далее.

Понимание композиции и динамики — это, на мой взгляд, едва ли не важнейшая штука, которой необходимо обучиться для чтения комиксов. Композиция — это язык художника, которым он задает темп и скорость рассказа истории, работая в тесной связке со сценаристом. Хорошая композиция и хорошая динамика могут сделать даже среднюю историю интересной и насыщенной.

Про российские комиксы

Когда я познакомился с отечественными комиксами, их было совсем немного, но теперь их выходит столько, что я не успеваю даже следить за новинками, не то что читать их. В них интересно то, что они одновременно и похожи на зарубежные комиксы и мангу (безусловно, вдохновение авторы черпают в том числе и оттуда), но при этом уже формируют свой особый язык и стиль в выборе тем, в рисунке, в манере общения между героями и так далее. Пока еще, на мой взгляд, рано говорить о «русской школе комикса», но все идет именно к этому.

Что за пределами комиксов Marvel и DC?

Параллельно со всем этим я углублялся в «альтернативу» — так условно называют все, что выходит вне Marvel и DC, и все глубже закапывался в историю комиксов уже супергеройских. На мой взгляд, интересной особенностью конкретно «большой двойки» является то, что на примере ее сюжетов, видно как изменялись представления авторов и читателей об окружающем мире. 

Супергероика представляется еще и как срез целого двадцатого столетия, вобравшая в себя на самых разных этапах множество явлений и тенденций как мира реального, так и мира искусства. Читая комиксы, отслеживая их изменения на протяжении десятилетий, изменения персонажей, сравнивая темы, что поднимались «тогда» и «сейчас», можно очень много почерпнуть о том, как развивалась западная мысль, культура и общественное сознание.

Вот только сейчас эта роль по большей части перешла к альтернативе — увы, крупная супергероика сегодня по большей части либо служит своеобразным придатком кинофраншизам, либо зарывается в саморефлексии и бесконечном переосмыслении и отсылках. 

Сейчас я воспринимаю комиксы как один из способов передачи авторского замысла, обладающего собственной спецификой, как спецификой обладают книги или кинематограф. И считаю это восприятие правильным.

Среди всего многообразия современных комиксов каждый может подобрать себе истории и темы на свой вкус и получить совершенно особенные впечатления от знакомства с ними.

Автор: Игорь Кислицын

Создатель паблика о комиксах «Дитрих»