Продолжаем искать и знакомить вас с самыми страшными фильмами. В первой части мы говорили об известных фильмах и франшизах, уже давно занявших свои места в мире хорроров. В этой подборке речь пойдет о нетипичных фильмах ужасов и о новинках, которые взбодрили жанр и пощекотали нервы зрителям.

Фильмы, в которых люди страшнее демонов

Сартр говорил, что ад — это другие. Фильмы о чудовищах или потусторонних существах пугают, но по-настоящему ужасают те, в которых показывают животную сущность человека. Иногда — демоническую. Во время просмотра зритель не вскрикивает и не смеётся, а цепенеет от ужаса. Невыносимо допустить, что ЭТО живет в людях, а значит, может быть и в тебе самом. Эти фильмы заставляют усомниться в том, что человек — это высокоразвитое и гуманное существо.

“Пила” (2004)

Серия фильмов о маньяке Конструкторе, заставляющего своих жертв убивать друг друга разными хитроумными способами, занесена в Книгу Рекордов Гиннесса как самая кассовая история. Совокупно фильмы заработали в прокате почти миллиард долларов, обогнав такую классику, как “Кошмары на улице Вязов”, “Пятница, 13-е” и “Техасская резня бензопилой”.

Сюжет
Двое незнакомцев просыпаются в подвале, где лежит человек с простреленной головой и пистолетом в руке. Они прикованы цепями и не знают, как там оказались. Голос с найденной плёнки велит одному из них выбирать — убить товарища по несчастью или дать умереть своей жене и дочери. Так начинается жестокая игра, у участников которой есть семь часов, чтобы выжить.

Первый фильм серии “Пила: игра на выживание” вышел в 2004 году, и его посмотрели, кажется, все, причём не только поклонники жанра. Всё дело в оригинальном сюжете, который режиссёр Джеймс Ван придумал, ещё будучи студентом. Главным героям фильма (и всей франшизы) приходится решать сложные головоломки и попутно — нравственные дилеммы, чтобы спасти свои жизни. И каждый раз, когда герои думают, что самое страшное осталось позади, оказывается, что у Конструктора припасена ещё одна игра в запасе.

“Костяной томагавк” (2015)

Фильм на стыке хоррора и вестерна взял достоинства обоих жанров. Режиссёр С. Крейг Залер вдохновлялся, с одной стороны, такой классикой, как “Ад каннибалов” и “Кровавое пиршество”, а с другой — картинами с Джоном Уэйном и Клинтом Иствудом о покорении Дикого Запада.

Сюжет
Шериф и его помощники отправляются в дикие прерии, чтобы освободить нескольких горожан из плена банды каннибалов. Задумка с самого начала кажется самоубийственной, и напряжение растёт с каждой минутой фильма.

Главный приём, которым пользуется режиссёр, — нагнетание атмосферы. В общих отстранённых планах через будничный разговор четырёх персонажей Залер втягивает зрителей в неспешное повествование, а в финале всё так же опосредованно и издалека представляет нам исчадия ада, в который спустились герои. Готовьтесь быть шокированными.

“Дом, который построил Джек” (2018)

От Ларса фон Триера мы можем ожидать почти что угодно: поклонники европейского авторского кино знают, как он любит будоражить психику зрителей. Но каждый раз удивляет. Сейчас режиссёр снял, казалось бы, классический сюжет о кровожадном маньяке, но у Триера не может быть всё так просто.

Сюжет
Серийный убийца по имени Джек живёт в Америке 70-х. За 12 лет блестящей “карьеры” Джеку встретятся назойливая попутчица, наивная подружка и другие очаровательные в своей глупости жертвы. Пять невероятных, до жути изобретательных и порой до смеха абсурдных убийств, к каждому из которых Джек относится как к настоящему произведению искусства.

С премьерного показа на Каннском кинофестивале из зала ушли почти сто зрителей. Многие зрители и критики сходятся во мнении, что в фильме очень много неоправданной жестокости. Редактор Variety Рамин Сэтудех написал: “Просмотр фильма был одним из самых неприятных в моей жизни”. Но, несмотря на это, после окончания фильма зрительный зал аплодировал стоя.

“Суспирия” (1977)

Когда Дарио Ардженто начинал съёмки “Суспирии” в 1977 году, на пике популярности были реалистичные хорроры “Омен” и “Челюсти”, пугающие в первую очередь своей приближенностью к обычной жизни. “Такое может случиться с каждым!” — словно вопили их афиши в кинотеатрах. Сказочная “Суспирия” же была максимально далека от этой киномоды. В 2017 году Лука Гуаданиньо переснял его, но и оригинал до сих пор смотрится современно и пугающе.

Сюжет
Американская танцовщица Сюзи Бэннион попадает в танцевальную школу немецкого города Фрайбурга. И то, что на первый взгляд кажется экспериментальными танцами, на самом деле оказывается зловещими ритуалами, а среди преподавательниц скрываются ведьмы.

По первоначальному замыслу режиссёра учениц балетной школы должны были играть девочки не старше 12 лет. Именно такими они и были в оригинальном сценарии фильма. Однако студия и исполнительный продюсер отказались от съёмок, полагая, что фильм запретят, так как в нём будут сцены жестоких убийств детей. Тогда Дарио Ардженто поднял возрастной порог героинь до 20 лет, и только тогда фильм начали снимать.

Новые фильмы ужасов — новые глубины страха

Последние годы популярность хорроров пошла на спад. Сюжетные ходы превратились из хорошо протоптанных дорожек в автомагистрали, по которым ужастики-однодневки пролетали с огромной скоростью. Зрители знали все действия героев и злодеев не на шаг, а на пять вперёд, и хорроры вместо страха начали навевать скуку. К счастью, пришли молодые режиссёры и показали, что пределы страха всё ещё не изучены.

“Прочь” (2017)

Начинающий режиссёр Джордан Пил совершил практически невозможное: его фильм “Прочь”, снятый за 28 дней, очень скромный бюджет и с не самыми известными актёрами, мало того что получил “Оскара” (что для хоррора беспрецедентная заслуга), но и видоизменил жанр классического слэшера.

Сюжет
Молодой фотограф из Нью-Йорка Крис едет знакомиться с родителями своей невесты в их загородное поместье. Он немного нервничает из-за своего цвета кожи, и, как оказывается, не зря. Впрочем, Крис тревожится, что не понравится родителям, а дело оказывается совсем не в этом…

Пил использует свой комедийный бэкграунд и автобиографические детали, чтобы страшное в “Прочь” было смешным, смешное — страшным, а все остальное показывало, как живёт расизм в эпоху, когда его принято считать пережитком прошлого.

“Реинкарнация” (2018)

Фильм Ари Астера вызвал раскол среди критиков: одни называли его “лучшим хоррором 2018 года”, а другие — “странным”. Одно можно сказать с полной уверенностью: фильм неординарный.

Сюжет
После смерти матери Энни Грэхем в её ранее спокойном доме начинает твориться нечто необъяснимое. Теперь под угрозой жизнь её близких. С каждым днём открываются новые ужасающие секреты их семьи.

В оригинале фильм называется “Наследственное”: в центре сюжета семья — мать, дочь и недавно умершая бабушка. Это история о том, что у каждого поколения свои секреты, и порой — зловещие.

“Оцепеневшие от страха” (2018)

Отличное комбо из лучшего в “Астрале”, “Кладбище домашних животных” и “Паранормальном явлении”.

Сюжет
Жителей тихого аргентинского городишки терроризируют монстры, мертвецы и привидения, а разбираться с этим приходится местным копам и так называемым экспертам по паранормальным событиям, которые не очень понимают, с чем именно столкнулись.

Режиссёр Демиан Рунья использует классические приёмы, но при этом обманывает ожидания зрителей. Приготовьтесь, будет страшно, но совсем не так, как вы думаете.

“Пустота” (2016)

Создатели картины Джереми Гиллеспи и Дэвид Констански явно вдохновлялись работами Карпентера, Кроненберга и Стивена Кинга: они создали настоящее мистическое безумие.

Сюжет
Шериф маленького городка во время рядового патрулирования находит раненого мужчину и привозит его в госпиталь. Пытаясь разузнать у незнакомца, что же с ним случилось, он остаётся в госпитале на ночь и вместе с пациентами и врачами оказывается втянут в какой-то паранормальный террор с монстрами и таинственными сектантами. И если прочие герои просто пытаются выжить, то шерифу ещё нужно разобраться, что же вообще происходит.

У новичков Гиллеспи и Костански получилось то, что не всегда получается даже у опытных режиссёров: динамичный, эффектный с первых кадров и пугающий на уровне подсознания фильм.

“Паранормальное” (2017)

Жанр фильма указан как “инди-хоррор”, и называется он в оригинале “Endless” — “Бесконечное”: “Паранормальным” его сделали уже в российском прокате. Новое название в принципе раскрывает его сущность, но ничего не говорит о сюжете.

Сюжет
Двое братьев, которым удалось сбежать из секты, спустя 10 лет получают видеописьмо от её членов — своеобразный “привет из прошлого”. Братья решают навестить старых приятелей, но, оказавшись на месте — разумеется, весьма удалённом от цивилизации, — выясняют, что никто письма им не посылал. Члены секты им рады, но то, что на самом деле их позвало, настроено совсем не радушно.

Сюжет о коммунах и сектах, в которых творится всякая чертовщина, — не новость для фильмов ужасов. Но ценность истории в другом: режиссёру удалось воплотить лавкрафтовский “страх перед неизведанным”, а то, что происходящее невозможно объяснить логически, добавляет фильму напряжения.

banner