Автор: Денис Абрамов

В России любят серию Metro — в какой еще игре можно понаблюдать за апокалипсисом, сидя в родной хрущевке? Общая концепция шутеров серии незамысловатая: мир пережил ядерную войну, что вынудило всех людей скрываться под землей. Москвичам повезло больше других, ведь столичное метро в свое время использовалось в качестве бункеров.

Игровые адаптации книг Дмитрия Глуховского могут похвастаться не только интересным сеттингом, но и колоритными персонажами, перестрелками и той самой «атмосферой», за которое в свое время нам полюбился S.T.A.L.K.E.R. Третья часть Metro и вовсе стала одним из самых громких релизов 2019 года. Вспомним, чем же она так удивила.

Она стала самой масштабной частью серии

В первых частях все события проходили в тоннелях метро — «подышать» игрока выпускали очень редко. В третьей части все изменилось: Артем выбрался на поверхность, угнал у бандитов огромный поезд «Аврора» и вместе с командой отправился колесить по стране — этакий роадмуви, но в антураже постапокалипсиса. Идея не нова, но сработала идеально: «Аврора» фактически превратилась в Нормандию (космический корабль из Mass Effect), где герой общается с напарниками, узнаёт их истории и готовится к следующей миссии.

Диалоги не только проливали свет на прошлое команды, но и были заполнены отсылками. К примеру, фраза ниже отсылает к диалогу Энакина Скайуокера и Падме из «Звездных войн», когда они прилетели на Набу.

Игровые зоны отличаются временами года. Берега Волги встречали игроков прохладной весной, а Каспийское море высохло из-за аномальной летней жары и превратилось в пустыню. От антуража менялись и противники: возле рек паслись крабы-переростки, а по песчаным карьерам шастали песчаные зомби и бандиты, поклоняющиеся огню.

Местные жители, которых команда встречала по ходу игры, были на редкость колоритны. Отщепенцы, живущие возле Волги, обвиняют в ядерной войне «стремление человечества к электричеству» и поэтому боятся зажженной лампочки, словно огня. Зато поклоняются огромному сому, обитающему в глубинах реки, — считают его божеством. А тайгу населяют мужчины и женщины с характерами детей, воюющие с агрессивными пиратами.

Убивать врагов можно по-разному

Игровой процесс условно делится на две части: сражения и исследования. Перестрелки были на редкость медлительными, зато авторы не ограничивали в выборе тактики: можно бежать напролом и валить всех из автомата, а можно действовать скрытно и выходить на задания ночью. От выбранной тактики зависел и набор снаряжения, который стоит брать на вылазку — ночью пригодится оружие с глушителем, а днем стоит взять пушку побольше, чтобы убивать наверняка.

В обширном арсенале Артема нашелся не только револьвер, автомат «Ублюдок» и дробовик, но и более экзотические образцы оружия. Например, «Хелсинг» — самозарядный арбалет, болты которого летят бесшумно и убивают мгновенно. Для каждого вида оружия есть с десяток различных апгрейдов. Можно перестроить револьвер в снайперскую винтовку или даже в небольшой пистолет-пулемет: за спиной у Артема всегда есть рюкзак со всеми найденными улучшениями.

Главный недостаток Metro Exodus — она куда медленнее других шутеров вроде Doom и Wolfenstein. Артем двигался неотесанно, мог случайно застрять в небольшом заборе и очень долго перезаряжался. Динамики добавлял продвинутый искусственный интеллект — бандиты обходили с флангов, а мелкие мутанты атаковали стаями и могли разорвать на куски, если пропустить момент.

С исследованием все тоже неоднозначно. Локации стали более обширными, но и пустыми. После прибытия в новую зону можно было сразу проходить основной сюжет, так как в удаленных уголках (которые Артем исследовал биноклем) не было ничего интересного. Разве что можно было найти апгрейд на оружие, но не более.

Сюжет при этом полностью линейный, несмотря на обещания разработчиков. Игроку лишь несколько раз предлагали выбрать, оставить кого-то в живых или убить, но глобально сюжетная линия не менялась. Весь выбор влиял лишь на концовки: их тут две, положительная и отрицательная. О них мы рассказывать, конечно, не будем — вдруг вы до сих пор не прошли.

Нужен мощный компьютер, чтобы оценить всю красоту игры

С технической точки зрения к Metro Exodus есть две претензии. Первая — монотонные звуки от шагов Артема, которые свели с ума не один десяток человек. Даже сами авторы пошутили про это.

И вторая — высокие системные требования. Для 60 FPS игра требовала минимум видеокарту уровня 1070 GTX или выше, а если уж хотели посмотреть на нее в разрешении 4К, то без 2080TI не обойтись. Поэтому если нет мощного компьютера, то лучше взять игру на консоль — сбережете нервы и деньги.

Хотя Metro Exodus и вышла в марте 2019 года, скоро у игры будет «второе рождение» — она появится в Steam после годовой эксклюзивности в Epic Games Store. Если вы пропустили ее в прошлом году, то не повторяйте ошибку в этот раз. Несмотря на все недостатки, Metro Exodus заслуживает внимания, как народный AAA-блокбастер.